Рейтинг инвестиционных инструментов – Все инвестиции в одном рейтинге   
Вторник, 21 февраля
Медиа партнеры и спонсоры
           

Один пояс – один путь

Один пояс – один путь

“Существует ошибочная тенденция рассматривать построение империи правителями из аграрно-городских государств (например, Александром Македонским) как проявление стратегического гения, в то время как завоевания кочевых племен сравниваются с природными катастрофами» - Джеймс А. Милуорд «Шелковый Путь: Введение».

Виктор Ромейн, обозреватель из Лондона специально для Invest-rating.ru

Слова «шелковый путь» вызывают в воображении образы караванов верблюдов, везущих экзотические товары, и пилигримов, сражающихся с бандитами и переходящих горные вершины, чтобы распространить свою веру по всей Азии. Однако реальность несколько отличается.

Шелковый путь – древний торговый тракт, в течение столетий бывший ключевым в культурном взаимодействии регионов Азии и соединяющий Восток и Запад, от Китая до Средиземного моря.

Еще остались те, кто полагает, будто глобализация – это нечто новое? Подумайте еще раз. Глобализация началась еще с постройки городов, ставших сегодня мировыми столицами. И развитие торговли, вместе с развитием Шелкового пути, сыграло важную роль в этом процессе.

Название Шелкового пути произошло от главного товара, который возили по этому тракту – китайского шелка. Династия Хань (270 г. до н.э. – 220 г. н.э.) существенно расширила среднеазиатские торговые пути около 114 г. до н.э. Более того, китайцы, беспокоясь о защите своих караванов, удлинили Великую Китайскую стену, чтобы обеспечить надежную защиту торгового пути.

В начале основными торговцами, использовавшими Путь, были китайцы, арабы, турки, индийцы, персы, сомалийцы, греки, сирийцы, румыны, грузины, армяне, бактрийцы и согдийцы.

Немецкие названия Шелкового пути - Seidenstraße и Seidenstraßen – были введены Фердинандом фон Рихтхофеном, организовавшим семь экспедиций в Китай с 1868 по 1872 год.

Хотя сам термин «Шелковый путь» был официально принят в XIX веке, он не получил широкого распространения вплоть до XX столетия. Первая книга, названная «Шелковый путь», была написана шведским географом Свеном Хедином в 1938 году.

Распад Советского союза и падение «железного занавеса» возродили общественный и академический интерес к Шелковому пути в бывших советских республиках, расположенных в Центральной Азии.

Евразийский сухопутный мост (железная дорога, проходящая через Китай, Казахстан, Монголию и Россию) иногда называют «Новым шелковым путем».

В 2008 году эта магистраль соединила город Урумчи в провинции Синьцзян в Китае с городами Алматы и Астана в Казахстане. Начиная с июля 2011 года она используется для доставки грузов, соединяя Чунцин в Китае с Дуйсбургом в Германии и сокращая время доставки грузов с 36 дней (срок доставки водным транспортом) до 13.

В 2013 году компания Хьюлетт-Паккард начала перевозить большие партии ноутбуков и мониторов по этой магистрали.

Магистраль сегодня включает в себя и Транссибирскую магистраль, которая проходит через территорию России, и новый Евразийский сухопутный мост, который проходит через Китай и Казахстан. По состоянию на ноябрь 2007 года около 1% товаров, перевозимых из Азии в Европу, ежегодно доставлялись по этому маршруту.

В сентябре 2013 года во время визита в Казахстан президент Китая Си Цзиньпин представил план по созданию нового Шелкового пути из Китая в Европу.

Последние вариации этого плана включают в себя организацию наземного Шелкового экономического пояса и морского Шелкового пути, с ключевыми пунктами в Урумчи, Достыке, Астане, Гомеле, Бресте и польских городах Малашевичи и Лодзь, которые станут логистическими центрами.

15 февраля 2016 года первый поезд, прошедший по новому маршруту, прибыл из восточной провинции Чжэцзян в Тегеран.

На этом планы по налаживанию сухопутной связи между Китаем и Европой не ограничиваются -  разрабатываются способы для продления маршрута мимо Тегерана через Стамбул в Европу. Сегодня маршрут проходит через Алматы, Бишкек, Самарканд и Душанбе.

Китай начал строить новый Шелковый путь

Когда-то знаменитый Шелковый путь связывал Китай со средневековой Европой. Сегодня строительство нового пути усиливает связи Китая с европейскими странами – но экономические и геополитические ставки на самом деле намного выше.

Согласно исследованиям Института Меркатора, 65 стран, которые планируется связать при помощи нового пути, охватывают около 30% мировой экономики.

Откуда берутся средства сейчас, и откуда их планируется брать в будущем?

Вряд ли можно преуменьшить значение нового пути для Китая. Китай выделил на строительство более 3 триллионов долларов, а планируемые расходы на проект колеблются в районе 100 миллионов долларов ежегодно. Деньги выделяются предприятиями и банками развития, поддерживаемыми государством, а также органами местного управления.

Согласно исследованию Fortune.com, сам процесс финансирования достаточно сложен, но одним из его ведущих участников является недавно созданный Азиатский Банк  Инвестиций в инфраструктуру, китайский ответ Всемирному банку. От 1\3 до половины акций принадлежат Китаю, помимо него, в управлении принимают участие около 60 стран.

Руководство банка заинтересовано в финансировании крупных проектов, как и правительство Китая, и с этой целью ведется поиск проектов за границей путем отправки специальных делегаций.

Как пишет далее Fortune.com, «администрация Си должна выбрать проекты – центральное правительство Китая решает, с какими странами оно готово работать, и эти страны выдвигают проекты для будущего финансирования. Выбор Китая отражает как коммерческие, так и политические интересы страны. Если принимающая финансирование страна имеет важное значение по политическим причинам, Китай может быть готов взять на себя расходы по строительству; если же нет, то Китай, скорее всего, инвестирует в сотрудничество, которое в конечном счете предполагает большую доходность».

Политическая подоплека очевидна

Политические моменты в развитии нового проекта стали очевидны в конце октября, когда президент Филиппин Родриго Дутерте, пренебрежительно отозвавшийся о Бараке Обаме, и папе Франциске в стремлении исключить Филиппины из прежних союзов, посетил Китай, чтобы получить финансирование. Делегация Дутерте получила 24 миллиарда долларов на строительство портов, шахт и железных дорог.

Проекты уже начали осуществляться

Некоторые проекты, включенные в общий проект по строительству нового пути, уже осуществляются. 23 миллиарда долларов выделено на строительство высокоскоростной железнодорожной линии, которая протянется из Китая через Таиланд в Сингапур. На юге Пакистана строятся две крупные угольные электростанции.

Газовая магистраль, протянувшаяся из России в Китай через Сибирь, уже строится, и общая сумма проекта составила более 55 миллиардов долларов. В Европе реализуется масштабный проект по созданию сети каналов, которая объединит бассейны рек от Польши до Словакии и Австрии.

Из 100 миллиардов долларов, расходуемых ежегодно на реализацию проекта, половина уходит на закупку материалов – бетона, стали и т.д.

Стимул для Китая

Для Китая проект является своего рода внутренним стимулом – китайское руководство просчитало, что реализация проекта позволит израсходовать те излишки стали и железа, которые китайские компании не смогли реализовать.

Ключевые страны-участники проекта:

На Среднем Востоке и в Европе участниками проекта стали 16 стран, ключевые из которых следующие:

  • Польша,
  • Румыния,
  • Болгария,
  • Литва,
  • Словения.

Среди стран СНГ – 11 государств, ключевые:

  • Казахстан,
  • Узбекистан,
  • Украина,
  • Кыргызстан,
  • Россия,
  • Монголия,
  • Китай.

Из стран Западной Африки и Северной Азии – 16 государств, ключевые:

  • Саудовская Аравия,
  • ОАЭ,
  • Египет,
  • Иран,
  • Турция,
  • Израиль.

Из стран Южной Азии приняли участие в проекте 8 государств, ключевые:

  • Индия,
  • Пакистан,
  • Бангладеш,
  • Непал.

Из стран Юго-Западной Азии – 11 государств, ключевые:

  • Индонезия,
  • Таиланд,
  • Малайзия,
  • Вьетнам,
  • Сингапур.

Какие из западных компаний могут получить наибольшую выгоду?

Прежде всего, это компании, которые ранее сотрудничали с Китаем - GE и Honeywell, а также Siemens, ABB и Techint Group. Приблизительные подсчеты показывают, что реализация проекта позволит поднять ежегодные продажи на 10-20 миллиардов долларов суммарно в течение нескольких лет.

К примеру, для компании Honeywell Китай сегодня является одним из ключевых рынков. Сегодня руководство Honeywell настроено весьма оптимистично и полагает, что реализация проекта позволит компании получать контракты на строительство нефтяных и газовых трубопроводов, а также новой инфраструктуры, такой как гостиничные комплексы и т.п.

Плюсы для других компаний кажутся еще более очевидными. Так, Siemens, крупнейшая инжиниринговая компания в Европе, уже имеет около 70 совместных предприятий с Китаем. И, хотя официально у Siemens нет никаких контрактов на строительство транспорта для нового проекта, широко распространено мнение, что именно Siemens станет основным подрядчиком.

Участие в проекте компании GE принесет ей, по оценкам топ-менеджеров, до 5 миллиардов долларов в год.

Руководители горнодобывающих гигантов BHP Billiton и Rio Tinto сообщили инвесторам, что они связывают реализацию проекта с надеждами на повышение спроса на железную руду, экспортируемую из Китая.

Когда инвестиции смогут окупиться?

По словам профессора Лэма из Университета Гонконга, до 30 лет может уйти только на то, чтобы окупить первоначальные вложения. Лэм указывает, в частности, на те 50 миллиардов долларов, которые Китай выделил на охрану специалистов, ответственных за строительство в западной части Пакистана. Уже один этот пункт существенно увеличил расходы на проект.

Тем не менее, почему западные компании должны беспокоиться о том, что некоторые моменты плана, возможно, будут не реализованы – особенно если Китай готов нести основные расходы? В конце концов, само развитие проекта будет поддерживать связи между странами-участниками и укреплять международные отношения.

Заключение

Для Китая и стран-участниц существуют достаточно серьезные проблемы, которые встают на пути к реализации проекта – начиная от особенностей рельефа и климата и заканчивая коррупцией, локальными конфликтами и, в том числе, некоторой подозрительностью в отношении истинных целей Китая при реализации строительства.

Огромное количество логистических нюансов, не считая юридических проблем и других подводных камней, делает этот проект чрезвычайно сложной задачей, и для ее решения все эти сложности и недопонимания должны быть успешно преодолены. Если Китай хочет вернуть себе прежний статус торговой державы, у него просто нет выбора. Как гласит древняя китайская пословица: "дорога в тысячу ли начинается с первого шага".

Последние новости о Брекзит

Тони Блэр возвращается в политику – чтобы выступить за сохранение Великобританией членства в ЕС

Спасет ли Ротшильд Грецию?

Правительство страны планирует назначить компанию Ротшильдов в качестве консультанта по долгам...

Европа хочет создать свой собственный «Шелковый путь»

Есть только одна проблема: ей нужны китайские деньги...

Банкиры просчитывают риски распада Еврозоны

Крупные европейские банки сокращают объемы кредитования...

Франкфурт сватается к банкирам

Франкфурт использует всю силу своего очарования, чтобы привлечь банкиров после Брекзит...

Проблемы Дойче Банка: как заставить убытки в размере $ 462 млн исчезнуть

Дойче Банк рассматривает возможность частичного IPO...

Давос 2017 – чего удалось достичь?

Форум в Давосе – “группа взаимной поддержки для глобальной элиты”...

Продажа «Зеленого инвестиционного банка» в центре скандала

Банк предполагается продать австралийской компании “Macquarie Group Limited”...

Британия после Брекзит – долгосрочный прогноз

Великобритания в 2030 году: стареющая, с большим социальным неравенством и не оправившаяся от Брекзит...


Доверительное управление капиталом на FOREX Доверительное управление капиталом на FOREX
Финансовые статьи
Последние новости о Брекзит Последние новости о Брекзит
Инвестиционный взгляд эксперта
История успеха Адама Неймана           История успеха Адама Неймана
Истории успеха
Европа хочет создать свой собственный «Шелковый путь»Европа хочет создать свой собственный «Шелковый путь»
Инвестиционный взгляд эксперта
Китайский рынок люксовых товаров восстанавливаетсяКитайский рынок люксовых товаров восстанавливается
World Investment News
Банкиры просчитывают риски распада ЕврозоныБанкиры просчитывают риски распада Еврозоны
Инвестиционный взгляд эксперта
От ноутбуков до винных пробокОт ноутбуков до винных пробок
Финансовые статьи
Новости инвестиций
Автомобили, яхты, самолеты
Акции
Банковские депозиты
Бинарные опционы
Биткоин
Венчурные инвестиции
Деривативы
Доверительное управление
Драгоценные камни
Драгоценные металлы
Здоровье
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС)
Искусство, антиквариат
Металлы
Накопительные программы
Наличные деньги
Недвижимость
Необычные инвестиции
Нефть, газ, сырье
Облигации
Образование
ПИФы
Сельхоз продукция
Ставки на спорт
Структурные ноты
Форекс
Фьючерсы на индексы
Хедж-фонды
Шоу бизнес


Поделиться материалом: