Рейтинг инвестиционных инструментов – Все инвестиции в одном рейтинге   
Понедельник, 21 августа
Медиа партнеры и спонсоры
           

Один пояс – один путь

Один пояс – один путь

“Существует ошибочная тенденция рассматривать построение империи правителями из аграрно-городских государств (например, Александром Македонским) как проявление стратегического гения, в то время как завоевания кочевых племен сравниваются с природными катастрофами» - Джеймс А. Милуорд «Шелковый Путь: Введение».

Виктор Ромейн, обозреватель из Лондона специально для Invest-rating.ru

Слова «шелковый путь» вызывают в воображении образы караванов верблюдов, везущих экзотические товары, и пилигримов, сражающихся с бандитами и переходящих горные вершины, чтобы распространить свою веру по всей Азии. Однако реальность несколько отличается.

Шелковый путь – древний торговый тракт, в течение столетий бывший ключевым в культурном взаимодействии регионов Азии и соединяющий Восток и Запад, от Китая до Средиземного моря.

Еще остались те, кто полагает, будто глобализация – это нечто новое? Подумайте еще раз. Глобализация началась еще с постройки городов, ставших сегодня мировыми столицами. И развитие торговли, вместе с развитием Шелкового пути, сыграло важную роль в этом процессе.

Название Шелкового пути произошло от главного товара, который возили по этому тракту – китайского шелка. Династия Хань (270 г. до н.э. – 220 г. н.э.) существенно расширила среднеазиатские торговые пути около 114 г. до н.э. Более того, китайцы, беспокоясь о защите своих караванов, удлинили Великую Китайскую стену, чтобы обеспечить надежную защиту торгового пути.

В начале основными торговцами, использовавшими Путь, были китайцы, арабы, турки, индийцы, персы, сомалийцы, греки, сирийцы, румыны, грузины, армяне, бактрийцы и согдийцы.

Немецкие названия Шелкового пути - Seidenstraße и Seidenstraßen – были введены Фердинандом фон Рихтхофеном, организовавшим семь экспедиций в Китай с 1868 по 1872 год.

Хотя сам термин «Шелковый путь» был официально принят в XIX веке, он не получил широкого распространения вплоть до XX столетия. Первая книга, названная «Шелковый путь», была написана шведским географом Свеном Хедином в 1938 году.

Распад Советского союза и падение «железного занавеса» возродили общественный и академический интерес к Шелковому пути в бывших советских республиках, расположенных в Центральной Азии.

Евразийский сухопутный мост (железная дорога, проходящая через Китай, Казахстан, Монголию и Россию) иногда называют «Новым шелковым путем».

В 2008 году эта магистраль соединила город Урумчи в провинции Синьцзян в Китае с городами Алматы и Астана в Казахстане. Начиная с июля 2011 года она используется для доставки грузов, соединяя Чунцин в Китае с Дуйсбургом в Германии и сокращая время доставки грузов с 36 дней (срок доставки водным транспортом) до 13.

В 2013 году компания Хьюлетт-Паккард начала перевозить большие партии ноутбуков и мониторов по этой магистрали.

Магистраль сегодня включает в себя и Транссибирскую магистраль, которая проходит через территорию России, и новый Евразийский сухопутный мост, который проходит через Китай и Казахстан. По состоянию на ноябрь 2007 года около 1% товаров, перевозимых из Азии в Европу, ежегодно доставлялись по этому маршруту.

В сентябре 2013 года во время визита в Казахстан президент Китая Си Цзиньпин представил план по созданию нового Шелкового пути из Китая в Европу.

Последние вариации этого плана включают в себя организацию наземного Шелкового экономического пояса и морского Шелкового пути, с ключевыми пунктами в Урумчи, Достыке, Астане, Гомеле, Бресте и польских городах Малашевичи и Лодзь, которые станут логистическими центрами.

15 февраля 2016 года первый поезд, прошедший по новому маршруту, прибыл из восточной провинции Чжэцзян в Тегеран.

На этом планы по налаживанию сухопутной связи между Китаем и Европой не ограничиваются -  разрабатываются способы для продления маршрута мимо Тегерана через Стамбул в Европу. Сегодня маршрут проходит через Алматы, Бишкек, Самарканд и Душанбе.

Китай начал строить новый Шелковый путь

Когда-то знаменитый Шелковый путь связывал Китай со средневековой Европой. Сегодня строительство нового пути усиливает связи Китая с европейскими странами – но экономические и геополитические ставки на самом деле намного выше.

Согласно исследованиям Института Меркатора, 65 стран, которые планируется связать при помощи нового пути, охватывают около 30% мировой экономики.

Откуда берутся средства сейчас, и откуда их планируется брать в будущем?

Вряд ли можно преуменьшить значение нового пути для Китая. Китай выделил на строительство более 3 триллионов долларов, а планируемые расходы на проект колеблются в районе 100 миллионов долларов ежегодно. Деньги выделяются предприятиями и банками развития, поддерживаемыми государством, а также органами местного управления.

Согласно исследованию Fortune.com, сам процесс финансирования достаточно сложен, но одним из его ведущих участников является недавно созданный Азиатский Банк  Инвестиций в инфраструктуру, китайский ответ Всемирному банку. От 1\3 до половины акций принадлежат Китаю, помимо него, в управлении принимают участие около 60 стран.

Руководство банка заинтересовано в финансировании крупных проектов, как и правительство Китая, и с этой целью ведется поиск проектов за границей путем отправки специальных делегаций.

Как пишет далее Fortune.com, «администрация Си должна выбрать проекты – центральное правительство Китая решает, с какими странами оно готово работать, и эти страны выдвигают проекты для будущего финансирования. Выбор Китая отражает как коммерческие, так и политические интересы страны. Если принимающая финансирование страна имеет важное значение по политическим причинам, Китай может быть готов взять на себя расходы по строительству; если же нет, то Китай, скорее всего, инвестирует в сотрудничество, которое в конечном счете предполагает большую доходность».

Политическая подоплека очевидна

Политические моменты в развитии нового проекта стали очевидны в конце октября, когда президент Филиппин Родриго Дутерте, пренебрежительно отозвавшийся о Бараке Обаме, и папе Франциске в стремлении исключить Филиппины из прежних союзов, посетил Китай, чтобы получить финансирование. Делегация Дутерте получила 24 миллиарда долларов на строительство портов, шахт и железных дорог.

Проекты уже начали осуществляться

Некоторые проекты, включенные в общий проект по строительству нового пути, уже осуществляются. 23 миллиарда долларов выделено на строительство высокоскоростной железнодорожной линии, которая протянется из Китая через Таиланд в Сингапур. На юге Пакистана строятся две крупные угольные электростанции.

Газовая магистраль, протянувшаяся из России в Китай через Сибирь, уже строится, и общая сумма проекта составила более 55 миллиардов долларов. В Европе реализуется масштабный проект по созданию сети каналов, которая объединит бассейны рек от Польши до Словакии и Австрии.

Из 100 миллиардов долларов, расходуемых ежегодно на реализацию проекта, половина уходит на закупку материалов – бетона, стали и т.д.

Стимул для Китая

Для Китая проект является своего рода внутренним стимулом – китайское руководство просчитало, что реализация проекта позволит израсходовать те излишки стали и железа, которые китайские компании не смогли реализовать.

Ключевые страны-участники проекта:

На Среднем Востоке и в Европе участниками проекта стали 16 стран, ключевые из которых следующие:

  • Польша,
  • Румыния,
  • Болгария,
  • Литва,
  • Словения.

Среди стран СНГ – 11 государств, ключевые:

  • Казахстан,
  • Узбекистан,
  • Украина,
  • Кыргызстан,
  • Россия,
  • Монголия,
  • Китай.

Из стран Западной Африки и Северной Азии – 16 государств, ключевые:

  • Саудовская Аравия,
  • ОАЭ,
  • Египет,
  • Иран,
  • Турция,
  • Израиль.

Из стран Южной Азии приняли участие в проекте 8 государств, ключевые:

  • Индия,
  • Пакистан,
  • Бангладеш,
  • Непал.

Из стран Юго-Западной Азии – 11 государств, ключевые:

  • Индонезия,
  • Таиланд,
  • Малайзия,
  • Вьетнам,
  • Сингапур.

Какие из западных компаний могут получить наибольшую выгоду?

Прежде всего, это компании, которые ранее сотрудничали с Китаем - GE и Honeywell, а также Siemens, ABB и Techint Group. Приблизительные подсчеты показывают, что реализация проекта позволит поднять ежегодные продажи на 10-20 миллиардов долларов суммарно в течение нескольких лет.

К примеру, для компании Honeywell Китай сегодня является одним из ключевых рынков. Сегодня руководство Honeywell настроено весьма оптимистично и полагает, что реализация проекта позволит компании получать контракты на строительство нефтяных и газовых трубопроводов, а также новой инфраструктуры, такой как гостиничные комплексы и т.п.

Плюсы для других компаний кажутся еще более очевидными. Так, Siemens, крупнейшая инжиниринговая компания в Европе, уже имеет около 70 совместных предприятий с Китаем. И, хотя официально у Siemens нет никаких контрактов на строительство транспорта для нового проекта, широко распространено мнение, что именно Siemens станет основным подрядчиком.

Участие в проекте компании GE принесет ей, по оценкам топ-менеджеров, до 5 миллиардов долларов в год.

Руководители горнодобывающих гигантов BHP Billiton и Rio Tinto сообщили инвесторам, что они связывают реализацию проекта с надеждами на повышение спроса на железную руду, экспортируемую из Китая.

Когда инвестиции смогут окупиться?

По словам профессора Лэма из Университета Гонконга, до 30 лет может уйти только на то, чтобы окупить первоначальные вложения. Лэм указывает, в частности, на те 50 миллиардов долларов, которые Китай выделил на охрану специалистов, ответственных за строительство в западной части Пакистана. Уже один этот пункт существенно увеличил расходы на проект.

Тем не менее, почему западные компании должны беспокоиться о том, что некоторые моменты плана, возможно, будут не реализованы – особенно если Китай готов нести основные расходы? В конце концов, само развитие проекта будет поддерживать связи между странами-участниками и укреплять международные отношения.

Заключение

Для Китая и стран-участниц существуют достаточно серьезные проблемы, которые встают на пути к реализации проекта – начиная от особенностей рельефа и климата и заканчивая коррупцией, локальными конфликтами и, в том числе, некоторой подозрительностью в отношении истинных целей Китая при реализации строительства.

Огромное количество логистических нюансов, не считая юридических проблем и других подводных камней, делает этот проект чрезвычайно сложной задачей, и для ее решения все эти сложности и недопонимания должны быть успешно преодолены. Если Китай хочет вернуть себе прежний статус торговой державы, у него просто нет выбора. Как гласит древняя китайская пословица: "дорога в тысячу ли начинается с первого шага".

Где дешевле всего учиться за рубежом?

Самыми бюджетными направлениями для учебы россиян за рубежом стали Кипр, Мальта и Испания...


Религиозный туризм: рынки недвижимости в святых местахРелигиозный туризм: рынки недвижимости в святых местах
World Investment News
 5 лучших книг о биткоине 5 лучших книг о биткоине
Топ 10 инвестиций
Goldman Sachs: Курс биткоина приблизится к $5000, а потом упадет до $2200Goldman Sachs: Курс биткоина приблизится к $5000, а потом упадет до $2200
Финансовые прогнозы и аналитика
Самые перспективные акции на 2018 год Самые перспективные акции на 2018 год
Финансовые прогнозы и аналитика
Справедливое ICOСправедливое ICO
Финансовые статьи
Как новые санкции повлияют на рынок акций и курс рубля?Как новые санкции повлияют на рынок акций и курс рубля?
Финансовые прогнозы и аналитика
ТОП 10 инвестиций июля 2017ТОП 10 инвестиций июля 2017
Топ 10 инвестиций
 Жаркое лето 2017: рекорды прибыли Жаркое лето 2017: рекорды прибыли
Топ 10 инвестиций
Что нужно биткоину, чтобы стать законной валютойЧто нужно биткоину, чтобы стать законной валютой
Финансовые прогнозы и аналитика
Какие акции покупать в ближайшие месяцы?Какие акции покупать в ближайшие месяцы?
Финансовые прогнозы и аналитика
Новости инвестиций
Форекс
Биткоин
Облигации
Акции
ПАММ счета
Драгоценные металлы
Банковские депозиты
ПИФы
Наличные деньги
Недвижимость
Доверительное управление
Ставки на спорт
Бинарные опционы
Венчурные инвестиции
Структурные ноты
Искусство, антиквариат
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС)
Хедж-фонды
Деривативы
Нефть, газ, сырье
Автомобили, яхты, самолеты
Драгоценные камни
Металлы
Накопительные программы
Фьючерсы на индексы
Сельхоз продукция
Образование
Шоу бизнес
Здоровье
Необычные инвестиции


Поделиться материалом: