Invest-rating.ru
Поиск

Инвестиции в искусство

Обновлено

После исследований ломбардов и фондового рынка немного прервемся и поговорим о прекрасном. Деньги, разумеется, тоже вполне прекрасная вещь, но настоящее искусство по расхожему выражению бесценно. Впрочем, в наше время все измерено в деньгах и искусство не обойдено его влиянием. Как бы вы ни относились к искусству (в этой статье под искусством я буду понимать только живопись и фотографию, выделив остальное в отдельную статью), картины художников покупаются и продаются, а значит являются предметом товарно-денежных отношений. При этом есть люди, которые считают инвестирование в искусство более надежным, чем в фондовый рынок, ибо по их мнению последний может за день резко рухнуть вниз, тогда как цена на достойный предмет искусства сильно не изменит своего значения. Немного ниже увидим, так ли это.

Собственно, инвестиция в искусство в виде покупки дорогих картин на протяжении веков считалась достойным размещением капитала (в России это направление активно популяризировала Екатерина Вторая), однако интерес для более-менее массовых инвесторов искусство приобрело лишь в последние десятилетия. Удачные примеры подобных вложений берут свое начало с XX века, когда в 1904 году банкир Андре Левель вместе со своими коллегами приобрел около 100 картин и рисунков импрессионистов, среди которых оказались работы Пикассо и Матисса. Через 10 лет, в начале первой мировой войны, цены на работы французских художников взлетели вверх и коллекция была удачно продана: часть работ ушла по десятикратной цене, а в целом полученная прибыль в четыре раза превысила первоначальные вложения. Математически имеем 400% за 10 лет или 40% в год. Точно так же, только еще раньше, поступил российский фабрикант Сергей Щукин, первым в России распознавшим перспективное направление. Другой, хотя и менее внушительный пример — арт-фонд пенсионного фонда Британских Железных дорог, вложивший в 1974 году около 40 миллионов фунтов стерлингов в коллекцию 2425 произведений искусства (не только живописи), которая была распродана с 1987 по 1999 год. Средняя прибыль получилась около 13% годовых — не столь впечатляюще, но фонд преследовал задачу уменьшить свою зависимость от фондового рынка и добился результата. В конце 80-х японский рынок находился на сильном подъеме и японские корпорации и частные бизнесмены скупали французских импрессионистов по высоким ценам, что стало причиной «пузыря» на арт-рынке, который медленно сдувался в первой половине 90-х годов.

Все описанное, а также появление большого числа современных художников и привело к созданию нового направления в искусстве, когда картины стали скупать уже не только коллекционеры (для себя лично либо для перепродажи таким же, как они), а инвесторы, нацеленные только на получение прибыли. Хотя рынок искусства по-прежнему ассоциируется с рынком, где нужен большой порог входа, однако это уже не так: на западе нередки аукционы, популяризирующие вложения в живопись со средними ценами за картины порядка 1000-5000 $. В 2009 году стоимость числа произведений, проданных ниже 5000 $, составила примерно три четверти от общего числа продаж. Однако входя на этот рынок инвестор, особенно начинающий, сталкивается с рядом проблем. Первая состоит в том, что нельзя отследить ежедневное изменение цены на купленный товар — по нему, в отличие от какой-либо акции, нельзя будет найти котировок на бирже, чтобы оценить момент входа. Остается лишь справляться о прежних ценах — но это не всегда возможно, особенно в отношении современных работ. Вторая причина — возможность подделки. В некоторых случаях проведение соответствующей экспертизы может быть сравнимо с ценой самой картины. Ну и наконец неликвидность. Купить картину, особенно неизвестную, довольно легко, а вот продать ее даже по заниженной стоимости далеко не всегда возможно; тем более что обычно при этом задействованы услуги арт-дилера, арт-консультанта или аукционного дома, которые дополнительно уменьшают прибыль. Рекордсменом по стоимости является картина Поля Сезанна «Игроки в карты» (1890-1895) —  в феврале 2012 года семья шейхов купила ее за 250 миллионов долларов.

Модели индексов в искусстве

Огромное число имеющихся и появляющихся работ художников, организация аукционов по всему миру, не всегда носящих публичный характер, сложность мониторинга — все это стало причиной того, что адекватно оценить стоимость искусства по всему миру является очень сложной и неоднозначной задачей.

1. Пожалуй самым известным индексом в искусстве является Mei Moses All Art Index, который был разработан примерно тридцать лет назад профессорами школы бизнеса при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом и Цзяньпином Меем. Индекс был сделан на основе мониторинга повторных продаж более 15 тысяч предметов искусства (с 1875 года) и позволяет проанализировать ценовые тенденции на истории и текущем рынке. Вот как выглядит график индекса с середины XX века:

График представлен в обычной и логарифмической шкале, поскольку на последней особенно хорошо видна корреляция доходности с индексом SP500. К сожалению, все мировые индексы искусства не имеют возможности выпустить акции и дать инвесторам шанс на инвестирование — по той простой причине, что все искусство никому не принадлежит.

2. Свою методику оценки на основе собственных индексов, составленных по данным продаж предметов искусства на мировых аукционах, предлагает французская компания Artprice — и как можно видеть, представленный график сильно отличается от Mei Moses All Art Index:

Кстати, в отличие от всех других, изменение его стоимости можно видеть в онлайн-режиме. На сайте artprice.com можно даже отслеживать работы интересующего вас художника, следить, как меняются цены — и принимать решение о покупке, помня о проблемах с ликвидностью. Большая картина к тому же наверняка доставит много хлопот при пересылке.

3. На третье место я поставлю ряд индексов российской компании artinvestment.ru, которые можно найти на главной странице их сайта. Вот как компания описывает сбор данных для одного из индексов:

Индекс ARTIMX рассчитывается по уникальной методике, разработанной специалистами нашего сайта, и является интегральным показателем, характеризующим относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет индексов осуществляется по данным о результатах продаж произведений искусства на основных мировых аукционах. За точку отсчета принята расчетная усредненная цена произведений искусства в 2000 году, приведенная к базовому уровню индекса, составляющему 1000 пунктов.

4. Вот еще один график из ежегодного обзора Artprice, где можно различить уже не только мировую тенденцию, но и оборот предметов искусства в трех наиболее значительных странах:

Дополнительная интересная статистика по обороту мирового искусства:

5. И наконец, еще один найденный мной индекс, Artprice Global Index, рассчитанный методом повторных продаж, вообще не показывает корреляцию с кризисом 2008 года и таким образом относится скорее к современному искусству:

Какой можно сделать вывод? Он состоит в том, что мировое искусство в целом коррелирует с фондовым рынком, тогда как менее дорогие современные художники являют почти независимый от него актив. Это довольно логично: в кризис у людей становится меньше денег, что неизбежно отражается и на элитной арт-индустрии. Кстати, австрийский Art Photography Fund оказался очень успешным во время последнего экономического кризиса, когда за 2008 год принес своим пайщикам более 30% годовых. К тому же в долгосрочной перспективе (см. первый индекс) происходит повышение цен на произведения живописи вообще, что может приносить владельцам известных картин хороший доход в будущем. К примеру, можно привести такую таблицу:

из которой видно, что доходность в данном бизнесе может составлять и сотни годовых. Правда, продажи были сделаны перед кризисом, но за последующее время индекс отыграл просадку.

А что в России?

История, размер, опыт, законодательство зарубежного рынка альтернативных инвестиций несравнимы с нашим, который находится фактически на стадии зарождения, — рассказывает Евгения Случак, управляющий партнер Europe Finance Ltd. —  Самое популярное «альтернативное» инвестирование в нашей стране — это недвижимость. А вот товарные активы, искусство, вино — это самая что ни на есть экзотика».

Один из крупных коллекционеров русской живописи (более 5 тысяч работ) Алексей Ананьев считает, что даже экономические кризисы не сильно влияют на ценообразование в этой отрасли. При этом на рынке в кризис появляется больше достойных работ, но цены все равно остаются на примерно прежних показателях. При этом нельзя сказать, что в России нет совсем никаких движений к ″цивилизации″. В 2010 году в России появился первый арт-ПИФ под аббревиатурой ЗПИФ ХЦ «Атланта Арт» — закрытый паевый инвестиционный фонд художественных ценностей. Закрытый ПИФ означает, что забрать вложенные средства можно будет только в конце периода существования ПИФа. Также можно выделить создание арт-пифа из фотографий «Собрание. ФотоЭффект», содержащий личные архивы выдающихся деятелей XX века. Это крупнейший паевый фонд художественных ценностей за всю историю этого вида инвестиций в мире — его активы, по информации компании, оцениваются в сумму около полумиллиарда (!) долларов, что в разы превышает всю сумму активов всех арт-фондов мира. По закону подобные фонды создаются сроком максимум на 15 лет с постепенной продажей активов — целевая доходность обычно 10-20% годовых. При этом в конце 2012 года доходность фонда стала отрицательной и он едва не был расформирован. Входной порог в подобные фонды довольно высок — 500.000 рублей, причем иногда для участия в инвестициях требуется быть квалифицированным инвестором (как и в венчурных фондах, поскольку есть много общего). Квалификация в этом случае подразумевает владение активами на сумму не менее 3 млн. рублей с опытом работы в организациях, осуществляющих сделки с ценными бумагами; кроме того, есть требования по минимальному ежеквартальному числу сделок за последний год.

Выводы

Инвестирование в искусство сопряжено со многими сложностями: от высокого порога входа (в России мало аукционов с картинами по доступным ценам) до возможности подделки и низкой ликвидности. Арт-пифы избавляют от необходимости самостоятельно разбираться и оценивать предметы искусства и покупать их на специальных торгах, но требуют немалого капитала и квалификации инвестора. Искусство в виде картин или паев арт-пифов по большой волатильности похоже на акции, но в краткосрочном периоде обладает максимальной непредсказуемостью — и если на рынке акций можно опереться на фундаментальный экономический анализ или исследование отчетов эмитентов акций, то здесь единственной возможностью оказывается либо платный консультант, либо свой собственный вкус. Так что если уж вы приняли решение купить какую-то картину, то по крайней мере лучше взять то, что вам нравится. Если продать не удастся, то пусть просто радует глаз. Разумеется, дополнительно можно попробовать отследить динамику цен на работы понравившегося художника, а также узнать про его образование, награды, персональные выставки, участие в союзах и объединениях, наличие работ в музеях. На долгосрочном периоде время с большей вероятностью будет вашим союзником, чем противником —  индекс мирового искусства обладает тенденцией к росту и продать большинство картин со временем скорее всего будет легче, хотя нет никакой гарантии как вернуть потраченную сумму, так и вообще осуществить продажу.