Invest-rating.ru
Поиск

Проблемы сельского хозяйства

Обновлено

Модернизация регулирования развития сельского хозяйства неразрывно связана с проблемами экономики в целом. Оказание некоторых видов поддержки ведет к косвенному воздействию на другие отрасли и не всегда это влияние оказывается позитивным. В связи с этим при разработке механизмов государственной поддержки необходимо применять комплексный подход. Некоторые меры реагирования на проблемы сельского хозяйства России и малого предпринимательства в агропродовольственном комплексе действенные применительно к отдельной отрасли, вызывают сомнение в их полезности в масштабах экономики в средне и долгосрочной перспективе. Так, например, увеличение субсидирования и снижение налоговой нагрузки на аграрный сектор сокращает инвестиционные возможности национального бюджета, которые могли быть направлены на развитие инфраструктуры села и аграрного производства. 

Таким образом, при разработке механизма поддержки отечественного агропродовольственного комплекса необходимо учитывать последствия в масштабе всей национальной экономики, которые не всегда могут быть однозначно положительными и не способствуют обеспечению стабильности на продовольственном рынке. 

Методы ценового воздействия редко бывают эффективными в долгосрочной перспективе. Они приводят к формированию в экономике диспропорций, излишней нагрузке на бюджет, которую можно заменить более эффективными расходами, и не способствуют созданию условий для наращивания производства. Ценообразование в сельском хозяйстве зависит от многих факторов как естественно-природного, так и экономического характера. Искусственное занижение цен на сельскохозяйственное сырье в сочетании с ростом цен на горючесмазочные материалы, электроэнергию на внутреннем и мировом рынках способно еще больше подорвать стабильность отрасли. 

Динамика товарности малых предприятий агропродовольственного комплекса свидетельствует о том, что большая часть производимого продовольствия идет на самообеспечение продовольствием малых форм хозяйствования. Рост цен на продовольствие может стать в среднесрочной перспективе стимулом для наращивания объемов производства, что будет способствовать росту занятости и доходов в сельском хозяйстве. 

В условиях инфляции, в особенности опережающего другие расходы роста цен на продовольствие, поддержка сельхозтоваропроизводителей должна рассматриваться с макроэкономических позиций. Регулирование инфляционных процессов требует непростых компромиссов. Так, например, повышение ставки рефинансирования будет способствовать снижению инфляции и одновременно понизит инвестиционную активность экономики, а также вызовет рост обменного курса, что отрицательно скажется на импортных поставках и занятости. Однако, инфляционные тенденции способны вызвать не менее негативные последствия, такие как обесценивание реальных доходов и уменьшение покупательных возможностей населения. 

Сдерживание роста цен на продовольствие посредством масштабного субсидирования производителей и масштабной социальной поддержки незащищенных слоев населения является серьезной нагрузкой на бюджет и не имеет смысла в долгосрочной перспективе. Квотирование экспорта в целях роста предложения продовольствия и снижения цен на внутренних рынках приводит к снижению доходных валютных поступлений от торговых операций. 

Рост цен на продовольствие устанавливает непростую дилемму при решении проблем производителей в аграрном секторе и инфляции в стране. Различные модели решения этих проблем имеют свои положительные и отрицательные моменты: сокращение объемов субсидирования грозит резким ухудшением положения агропродовольственного комплекса и, как следствие, продовольственной безопасности страны; сокращение инвестиций в социальные сектора и инфраструктуру также приведет к негативным социальным последствиям и снижению темпов развития экономики; отсутствие шагов государства по регулированию также не представляется выходом из ситуации в силу непрогнозируемых последствий. 

Важное направление стимулирования развития малого предпринимательства на селе наращивание объемов сельскохозяйственного производства, развитие сельских территорий. Это позволит создать больше предложения на рынке продовольствия, увеличить доходы сельского населения и способствовать развитию сельской экономики в целом, сокращению бедности и повышению занятости. Стабильность сельской экономики будет способствовать снятию финансовой и социальной напряженности на селе, стабилизации продовольственной безопасности. 

Наращивание объемов сельскохозяйственного производства за счет развития производственных мощностей малых форм хозяйствования на селе будет способствовать увеличению предложения продовольствия и восстановлению баланса его спроса у населения по более низкой цене. 

Вследствие роста цен у сельхозтоваропроизводителей открываются новые возможности для инвестиций в расширение и модернизацию производства. Необходимость увеличения предложения отечественного продовольствия не является сиюминутным вопросом. Необходимость вовлечения сельского населения в агропроизводственную деятельность посредством малых форм хозяйствования обусловлена и социальным фактором. 

Развитие сектора малого предпринимательства будет способствовать сокращению уровня бедности на селе. Помимо обеспечения доступности продуктов питания и снижения цен на них, за счет повышения производительности мелких фермеров растут доходы и спрос на местные товары и услуги, что способствует социально-экономическому развитию сельских регионов в целом. Такой динамичный процесс нагляднее всего объясняет, почему рост сельского хозяйства почти в четыре раза эффективнее содействует сокращению бедности, чем рост в других секторах. 

Себестоимость продукции сельского хозяйства зависима от цен на многие средства производства: горючесмазочные материалы, семенной материал, удобрения, пестициды, транспортные услуги, которые в частности зависят от дорожающих энергоресурсов. Ограниченная покупательная способность населения не позволяет в полной мере компенсировать эти издержки за счет отпускных цен. Это обстоятельство существенно снижает стимулирующую роль мирового роста цен на продовольствие для наращивания объемов производства малыми формами хозяйствования. 

Как при становлении, так и при дальнейшем функционировании малых форм хозяйствования предприниматель сталкивается с рядом сдерживающих структурных ограничений. Растущие требования к качеству продовольствия предъявляют новые условия конкурентной борьбы и требуют инновационных средств производства. Новые технологии возделывания почвы, инновации в переработке и т.п. выступают основным фактором наращивания объемов высококачественной сельскохозяйственной продукции с более низкой себестоимостью. Таким образом, внедрение инноваций является залогом успешного ведения агробизнеса. Важно, чтобы малые предприятия имели доступ к научным разработкам и новым технологиям, которые позволят эффективнее вести хозяйство. 

Не менее значительной проблемой является реализация продукции. Именно наличие рынков сбыта является предпосылкой развития производства и соответствующей инфраструктуры. Долю малых предприятий в реализации продовольствия значительно сдерживает неразвитость инфраструктуры, как правило, отсутствие у малых предприятий транспортных средств для системных поставок, отсутствие информации о требованиях к качеству, а также отсутствие информации о возможностях объединения фермеров для формирования оптовых партий. Эти факторы объясняют более высокую товарность продукции крупных сельскохозяйственных организаций. 

Быстрый рост цен на ГСМ оправдывает практику по их субсидированию, поскольку малые сельхозтоваропроизводители в иных условиях полноценно не смогут провести посевные работы и сбор урожая. В подобной ситуации это обусловлено большими издержками в масштабе отрасли в случае не предоставления субсидий. Тем не менее, субсидирование является дорогостоящим мероприятием, увеличивающим нагрузку на бюджет государства, тем самым, способствуя сокращению расходов в других областях, таких как образование и здраво- охранение. В процессе работы по обеспечению адресности субсидий с целью уменьшения бюджетных расходов могут возникнуть проблемы административного порядка, препятствующие поступлению этих субсидий тем, кто больше всего в них нуждается. Таким образом, предоставление субсидий на приобретение ГСМ может оказаться эффективной мерой немедленного реагирования, однако, не является устойчивым решением вопроса в долгосрочной перспективе. Функционирование механизмов субсидирования средств производства должно опираться на частный сектор с целью усовершенствования и создания эффективных долгосрочных маркетинговых систем. 

Важнейшей составляющей обеспечения благоприятных условий для развития малых предприятий агропродовольственного комплекса является развитая инфраструктура. Наличие складских помещений, дорог снижают затраты при реализации продукции, предоставляют широкий спектр сбытовых возможностей. 

Как правило, малые предприятия не располагают достаточным количеством активов, которые могут служить залоговой базой при привлечении инвестиционных кредитов. Высокие риски сельскохозяйственной деятельности наиболее ощутимы для малых предприятий агропродовольственного комплекса. Природно-климатические факторы, а также ценовая нестабильность представляют серьезную угрозу для малых предприятий. В условиях неразвитой системы сельскохозяйственного страхования фермеры придерживаются либо малорисковых стратегий, либо диверсифицируют свою деятельность, ориентируясь и на несельскохозяйственную деятельность, что снижает потенциальные возможности интенсификации сельскохозяйственного производства и внедрения агротехнических средств. 

Для развития сельской инфраструктуры ключевое значение имеют привлечение государственных и частных инвестиций. Развитые транспортные сети являются ключевым фактором для кооперации фермеров, организации сбыта. Транспортная инфраструктура способствует снижению стоимости конечного продукта и повышению доходов производителей, развитию торговли, благосостояния сельского населения, борьбе с монополизмом перекупщиков. 

На территориях с широкими возможностями доступа к рынкам перспективна интеграция малых предприятий агропродовольственного комплекса в продуктовые цепочки и с крупными перерабатывающими и торговыми предприятиями. При этом фермерам необходимо будет стандартизировать свою продукцию. 

Государству необходимо своевременно выявлять препятствия, затрудняющие производственную деятельность малых предприятий в агропродовольственном комплексе и способствовать реализации их возможностей. 

Необходима оценка эффективности существующей системы поддержки, экономической доступности средств производства для малых форм хозяйствования, рыночных условий, в которых они работают. Необходимо внедрение инновационных технологий в агропроизводственном процессе, в переработке и инновационных управленческих решений. Перспективно внедрение диверсифицированных производственных систем, повышающих устойчивость малых предприятий. 

Достижение продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе требует последовательных, комплексных, и скоординированных действий государственных и рыночных институтов. Меры поддержки должны не только отвечать насущным потребностям малых предприятий аграрного сектора, но и учитывать долгосрочные последствия их осуществления. Они должны быть направлены на доступ малых предприятий к средствам производства, инвестициям, инфраструктуре, рынкам сбыта.

По стойкому убеждению ФАО, инвестирование в развитие сельского хозяйства, преимущественно мелких фермеров, и сельских регионов способно превратить сельское хозяйство в процветающий сектор экономики с вытекающими отсюда последствиями в плане сокращения уровня бедности. Для достижения успеха рост производительности в сельском хозяйстве должен сопровождаться увеличением объема инвестиций в развитие местных и региональных рынков, а также комплексной корректировкой существующих ныне неэффективных торговых практик. Одновременно с этим необходимо внедрение устойчивых моделей сельскохозяйственного производства, соответствующих долгосрочным задачам охраны окружающей среды. 

Внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий, повышение устойчивости производственных систем, реконструкция оросительных систем, систем хранения, электрификация, в комплексе с экономической поддержкой через финансово-кредитные институты будут способствовать развитию малого предпринимательства на селе, решению проблемы продовольственной безопасности. 

К сожалению, отсутствие статистической информации по фермерским хозяйствам не позволяет оценить их рентабельность, финансовое положение, себестоимость продукции, уровень обеспеченности техникой. 

Малые предприятия способны стать полноправными участниками реализация концепции импортозамещения и наращивания экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Формирование эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства, возрождения реального сектора экономики, активного внедрения инноваций, повышения качества жизни и занятости населения, будет способствовать выходу отечественной экономики на новый уровень развития. 

Фактором, обуславливающим необходимость совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства агропродовольственного комплекса, является сложность институциональной среды, которая не позволяет малым формам хозяйствования самостоятельно проводить эффективную политику развития. 

Содействие развитию малых предприятий агропродовольственного комплекса на государственном уровне залог развития отечественного сельского хозяйства, формирования инновационных продовольственных цепочек, улучшения качества питания населения, что непосредственно влияет на здоровье нации и демографическую ситуацию в стране. 

Достижение продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе требует последовательных, комплексных, и скоординированных действий государственных и рыночных институтов. Меры поддержки должны не только отвечать насущным потребностям малых предприятий аграрного сектора, но и учитывать долгосрочные последствия их осуществления. Они должны быть направлены на доступ малых предприятий к средствам производства, инвестициям, инфраструктуре, рынкам сбыта.

Для малых и средних предприятий агропродовольственного комплекса важнейшим условием выживания в рыночных условиях является первичная переработка сельскохозяйственного сырья, что невозможно без наличия соответствующей техники. В связи с этим лизинг перерабатывающего и торгового оборудования является перспективным направлением для обеих сторон лизинговой сделки. 

Сложившееся положение дел в агролизинге стимулирует монополизм, что негативно влияет на развитие ее как ключевого инструмента инвестиций в материальное производство. Лизинг сельскохозяйственной техники является перспективным направлением как для специализирующихся в этом направлении компаний, так и лизинговых компаний широкого профиля для диверсификации кредитного портфеля. Увеличения присутствия на рынке агролизинга частных компаний будет способствовать повышению конкуренции в этой сфере, повышению качества услуг, сервиса, снижению стоимости лизинга. 

Нам представляется, что для улучшения лизинговой системы необходимо модернизировать механизм государственной помощи следующим образом: вместо пополнения уставного капитала «Росагролизинг» компенсировать сельхозпроизводителям часть процентов по лизинговым платежам вне зависимости от оператора лизинга; использовать антимонопольное законодательство. Также необходимо внедрение практики гарантийного, постгарантийного и сервисного обслуживания. 

Перспективным направлением может стать оплата лизинга в натуральной форме. В условиях роста цен на продовольствие фьючерсные сделки выгодны кредиторам и государству. Таким образом, кредиторы могут застраховать себя от неплатежей со стороны лизингополучателя, а государство обеспечит наполнение продовольственных фондов, а малые и средние предприятия агропродовольственного комплекса получат возможность провести модернизацию производства в условиях дефицита денежных средств. Это может быть одним из решений проблемы финансирования поставок новой техники, особенно в современных условиях роста цен на продовольствие. Таким образом, развитие агролизинга будет способствовать модернизации малых предприятий агропродовольственного комплекса с низкой платежеспособностью.