Рейтинг инвестиционных инструментов – Все инвестиции в одном рейтинге   
Суббота, 10 декабря, 2016
Медиа партнеры и спонсоры
ЦБ   63.3028    67.2086    + 65.0604
Что будет с долларом, рублем и евро?
        

Новые подходы к инвестиционной политике РФ

Новые подходы к инвестиционной политике РФ

Российская экономика нуждается в масштабной модернизации, для проведения которой требуются большие инвестиции. Авторы статьи предлагают новые подходы к инвестиционной политике, чтобы добиться устойчивого развития.

Инвестиции в основные фонды и человеческий капитал представляют собой сегодня главный источник социально-экономического развития. Другим важным его источником является более эффективное  использование существующих ресурсов –  прежде всего основных фондов и трудовых ресурсов, что более значимо для стран, имеющих современную материально-техническую базу и квалифицированную рабочую силу.

К сожалению, в России основные фонды для 2/3 отраслей явно устарели, их износ превысил 50%, а срок службы оборудования приближается к 20 годам (при том, что старым считается срок свыше 10 лет). Возможность обеспечения роста эффективности производства и выпуска высокотехнологичных товаров на устаревшем оборудовании ограничена. Поэтому у нас инвестиции в основные фонды и человеческий капитал играют более важную роль в социально-экономическом развитии в сравнении с более развитыми странами.

К тому же мы имеем тяжелую экономическую историю за последние 40 лет: в связи с развалом СССР и трудностями становления новой социально-экономической системы у нас за это время было только одно десятилетие подъема экономики (1999–2008 гг.). В 70–80-е гг. прошлого века наблюдался застой, 90-е гг. характеризуются глубоким трансформационным кризисом, при котором величины основных социально-экономических показателей в среднем снизились вдвое. А после восстановительного десятилетия подъема 1999–2008 гг. страна сначала была ввергнута в глубокий финансово-экономический кризис 2009 г., а потом после кратковременного и частичного роста в 2010–2012 гг. – в стагнацию 2013–2014 гг. и глубокую рецессию 2015–2016 гг., которая переходит снова в период застоя.

В связи с этим многие отрасли и сферы экономики не могли нормально функционировать и резко отстали в технологическом плане и по уровню эффективности. Сегодня требуются огромные дополнительные финансовые средства для развития и обновления этих отраслей и сфер, среди которых выделяются инфраструктура, транспортно-логистическая и жилищно-коммуникационная, отрасли, производящие высокотехнологичную продукцию, сфера экономики знаний: НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение.

Именно поэтому для нашей страны форсированный рост инвестиций в основные фонды и человеческий капитал представляется неотложной и жизненно важной задачей. Ведь именно инвестиции являются вложением в будущее и определяют его.

Инвестиции, как известно, являются основным источником экономического роста. Так что существует прямая и весьма жесткая зависимость темпов экономического развития страны от нормы инвестиций.

Недостаточный уровень инвестиций


Сегодня российские инвестиции в основной капитал составляют 17% ВВП, а в сферу экономики знаний – главные составляющие человеческого капитала – 14% ВВП. При таком размере этих вложений сколько-нибудь значимый экономический рост за счет внутренних источников невозможен и мы обречены на спад и стагнацию.

При инвестировании в объеме 20–25% ВВП можно обеспечить среднегодовые темпы экономического роста в размере 2,5–3%, как это происходит в развитых странах мира, для которых характерна именно такая норма инвестиций. При этом у них достаточно инвестиций выделяется на замену устаревшей техники и технологий, на жилищное и социальное строительство, на развитие инфраструктуры, прежде всего транспорта. Но и в этом случае для обеспечения такого экономического роста инвестиции должны использоваться весьма эффективно, что мы и наблюдаем в развитых странах.

Между тем, Россия должна иметь повышенную норму инвестиций по следующим соображениям.

Во-первых, нас не устраивает низкий экономический рост. В послекризисный период  2010–2012 гг. экономика развивалась на уровне 4–4,5% во многом благодаря тому, что имелся большой приток валютных ресурсов из-за повышения цен на нефть и другие виды сырья и материалов, которые Россия экспортирует. Кроме того, совершенно недостаточный объем инвестиций вкладывается в жилищное и социальное строительство. Также недостаточно Россия вкладывает инвестиций в транспортную инфраструктуру.

Во-вторых, в отличие от развитых стран мира, имеющих современную высокотехнологичную материально-техническую базу народного хозяйства, в России эта база является крайне отсталой.

В-третьих, России нужны эшелонированные инвестиции (то есть инвестиции, осуществляемые последовательно, эшелонами) для коренной перестройки безнадежно устаревшей структуры народного хозяйства, носящей полуколониальный характер.

В-четвертых, чтобы ликвидировать катастрофическое отставание в обеспеченности комфортным жильем населения нашей страны от других стран, нужно удвоить и утроить объемы жилищного строительства.  

В-пятых, Россия, особенно ее европейская часть, нуждается в скоростных современных автотрассах и сетях железных дорог, в развитии всей транспортной инфраструктуры, что также потребует колоссальных инвестиций.

В-шестых, катализатором развития всего общества является комплекс сфер и отраслей, который называют экономикой знаний в составе науки, образования, информационных технологий, биотехнологий и здравоохранения. Однако этот комплекс в России развит крайне слабо. Нужны значительные  инвестиции в науку, в развитие информационных и биотехнологий, в здравоохранение и образование, причем объем поддержки потребуется гораздо бóльший, чем в других странах, где эта сфера более развита.

Потребность в дополнительных отечественных инвестициях связана также с мерами по преодолению негативных последствий введенных США и ЕС санкций для России в связи с событиями в Украине.

Чтобы выйти из имеющегося положения, нам нужно отказаться от политики сокращения инвестиций в целом на 15%, в том числе по государственным программам – на 30%, и при низкой роли частных инвестиций перейти к новой экономической политике с их форсированным ростом как минимум на 8–10%. Тогда к 2020 г. норма инвестиций в основной капитал возрастет до 23%, а доля экономики знаний в ВВП увеличится до 25%, что обеспечит 3%-й годовой экономический рост. К 2025 г. эти показатели увеличатся до 30% ВВП, и тогда Россия придет к устойчивым годовым темпам роста в 5%.

В 2015 г. в основной капитал было инвестировано 15 трлн рублей. А если бы норма инвестиций составила хотя бы 30%, к чему мы стремимся, то их было бы 25 трлн руб. – на 10 трлн больше. Эти дополнительные 10 трлн руб. инвестиций целесообразно было бы использовать на следующие цели: технологическое обновление действующего производства – 2 трлн руб.; развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей при коренном изменении структуры народного хозяйства и экспорта, чтобы уйти от нефтяной иглы и иметь возможность перейти на путь интенсивного развития  – 2,5 трлн руб.; создание современной транспортно-логистической инфраструктуры – 2,5 трлн руб.; удвоение жилищного и социально-бытового строительства к 2020 г. – 2 трлн руб.; развитие экономики знаний – 1 трлн руб. инвестиций при значительном увеличении бюджетных и частно-государственных расходов на эти отрасли.

России нужны долгосрочные инвестиции


Трудность мобилизации источников инвестиций в России заключается в том, что в ней преобладают короткие деньги, а специальные фонды длинных денег незначительны.

Под термином «длинные» деньги понимаются денежные средства, которые вкладываются в дело на длительный период, например на 3–5–10 лет, с соответствующим продолжительным сроком окупаемости и возврата затраченной суммы. Они являются вложением в будущее. С их помощью проводится реконструкция, технологическое обновление производства, создаются новые предприятия и организации; они преобладают в страховых операциях, гарантирующих на длительный период тот или иной результат, при выпуске долгосрочных облигационных займов и ценных бумаг длительного пользования, например 5- или 10-летнего действия.

Длинные деньги являются ядром инвестиций в основной капитал страны. Норма этих инвестиций в развитых странах составляет 20–25%, что обеспечивает ежегодный прирост экономики в размере 2,5–3%.

Большинство развивающихся стран поддерживают норму инвестиций на уровне 30–35%, сохраняя тем самым среднегодовой экономический рост в 5–5,5%. Наибольшую норму инвестиций среди крупных стран мира имеет Китай – в размере 45–50%, который ежегодно развивается с темпом в 7,5–8%.

От других стран Россия отличается хроническим дефицитом длинных денег, который связан с отсутствием сколь-нибудь значительных рыночных фондов, предоставляющих длинные деньги. В сравнении с другими странами российские банки дают самый низкий процент инвестиционных кредитов – только 6% от всех инвестиций. К тому же в России отсутствует общепринятая в мире накопительная система пенсий с преобладанием накопительных взносов граждан под свои будущие пенсии. Слабо развита в стране и страховая сфера, особенно страхование жизни – эффективный инструмент формирования крупных фондов длинных денег. Не удалось в России развить и паевые фонды: в период кризиса они обрушились. Эти фонды в других странах тоже служат крупным накопителем длинных денег. В отличие от зарубежных стран, российский фондовый рынок во многом носит спекулятивный характер, где преобладают зарубежные и российские короткие деньги. И поэтому он плохо генерирует длинные деньги. Совершенно недостаточно российское Казначейство и Центральный банк размещают государственные ценные бумаги длительного пользования, которые воспроизводят длинные деньги.

Возможные пути развития инвестиционного кредитования


Сегодня наиболее эффективный путь реализации требующей крупных инвестиций масштабной программы модернизации экономики – это инвестиционное кредитование. Оно характеризуется тем, что деньги обязательно выделяются под конкретные окупаемые целевые проекты. Эти средства носят возвратный характер. Их предоставляет, как правило, коммерческий банк, заинтересованный в возврате выданных денег, особенно если они ему предоставлены из Центрального банка или Внешэкономбанка.

Эти средства можно перечислять проектным организациям, поставщикам оборудования и строителям, минуя счета взявших кредит предприятий при выполнении конкретных обязательств. К тому же в коммерческих банках сосредоточены высококвалифицированные специалисты и есть возможность на платной основе привлечь высококлассных экспертов. Поэтому вероятность использования этих денег не по назначению, хищений и коррупции здесь меньше, чем при безвозвратном предоставлении в первую очередь бюджетных средств.

Существенный рост инвестиционного кредита может быть достигнут следующими путями:

  • переводом значительной части текущих кредитных ресурсов в инвестиционные. Активы российских банков и их главная составная часть – кредитные ресурсы – являются основой финансового фонда страны, размер которого недавно превысил объем ВВП и составил 83 трлн рублей. Из них только 1,1 трлн руб. используется в виде инвестиционного кредита в основной капитал (1,3% от активов). Инвестиционные кредиты отечественных банков составляют в России небольшую часть от общего объема инвестиций – 5,9%, в то время как в США, Германии и других западных странах они достигают 30–50%, в Китае и ряде развитых стран – более 20% при доле инвестиций в ВВП вдвое выше, чем в России. Поэтому активы банков могут стать основным источником дополнительных инвестиций, позволяющим привлечь еще около 3–5 трлн руб.;
  • использованием золотовалютных ресурсов страны. Их объем составляет около 400 млрд долл. США, и можно было бы половину из них постепенно задействовать на возвратной основе с окупаемостью в 5–10 лет при ежегодном использовании 20 млрд долл. США в виде инвестиционного кредита, прежде всего для закупки машин и оборудования в других странах для технологического обновления действующего производства и развития высокотехнологичных отраслей. При этом 200 млрд долл. США в результате останутся неприкосновенными, что более чем достаточно для обеспечения финансовой самостоятельности нашей страны;
  • увеличением государственных инвестиций, которые тоже лучше перевести в инвестиционный кредит;
  • привлечением дополнительных средств предприятий и организаций на инвестирование. Чтобы заинтересовать предприятия в более полном использовании их прибыли для инвестиций, целесообразно освободить эту часть прибыли от налогов. Одновременно можно увеличить инвестиции за счет амортизационных средств, в связи с чем по примеру «рейганомики» целесообразно существенно сократить амортизационные сроки функционирования оборудования и шире использовать ускоренную амортизацию. Предприятия могли бы мобилизовать дополнительно 1,5–2 трлн руб.;
  • использованием средств от приватизации госимущества предприятий и организаций. Правительством России намечены крупные планы приватизации, начиная с Роснефти, ВТБ, Башнефти, проведения частичной приватизации АЛРОСа, крупнейшей в мире компании по добыче алмазов. В среднем в год при масштабной приватизации можно было бы получить 1 трлн руб., который также целесообразно использовать на возвратной основе с помощью инвестиционного кредита;
  • привлечением средств населения. Сбережения населения составляют в России около 30 трлн руб., которые хранятся главным образом на депозитах банков, и, по оценке, 700 млрд долл. США – за рубежом. Можно было бы организовать взаимовыгодный облигационный заем у населения для строительства жилья, производства легковых автомобилей и обустройства земельных участков. И когда объем этого займа у семьи достигнет определенного порогового значения, государство могло бы гарантировать продажу этой семье жилья, легковых автомашин, земельных участков по существенно более низкой цене с предоставлением льгот;
  • увеличением государственного долга. Внешнеэкономический долг государства в России один из самых низких в мире – около 3% ВВП. Менее 15% ВВП составляет внутренний долг государства. Напомним, что в Европе государственные долги у большинства стран составляют 80–90% ВВП, в США – около 100%, а в Китае и Японии – около 200%. Некоторое время назад общий внешнеэкономический долг России достиг 730 млрд долл. США, из которых около 40% приходилось на крупные госкорпорации и госбанки(считались как бы квазигосударственным долгом). За последние два года после введения финансовых санкций этот долг сократился до 515 млрд долл. США, так что возможная нагрузка на государство резко снизилась. Россия могла бы ежегодно занимать по 20–30 млрд долл. США у международных финансовых организаций, различных стран и мультинациональных структур. С учетом повышенных рисков российской финансово-экономической системы предельный размер внешнеэкономического долга следовало бы ограничить 30–40% ВВП. Если он будет использоваться через возвратные инвестиционные кредиты, это обеспечит снижение рисков этого долга.

Кроме того, эффективность инвестиционного процесса во многом зависит от уровня инновационности технологий, в которые вкладываются инвестиции, а для создания таких технологий необходимы инвестиционные вложения в инновации. Сегодня удельная величина затрат на инновации в России является одной из самых высоких в мире при том, что другие показатели российской инновационной деятельности значительно отстают от передовых стран мира.

Страна нуждается в форсированном росте инвестиций в основные фонды и человеческий капитал.

В заключение следует подчеркнуть, что России необходимо преодолеть существующие мощные негативные силы, которые тянут ее вниз, к нулевому развитию. Страна нуждается в форсированном росте инвестиций в основные фонды и человеческий капитал. Рассмотренные в статье пути развития инвестиционного кредитования могут способствовать долгосрочному инвестированию и переходу к устойчивому развитию.

 

Абел Гезевич Аганбегян – д.э.н., профессор, академик РАН

Людмила Петровна Клеева – д.э.н., профессор

Надежда Алексеевна Кротова – научный сотрудник РАНХиГС (RANEPA)

 


Ссылка на источник  
Какой бизнес в России эффективнее всего?

В рейтинге, составленном эколого-энергетическим рейтинговым агентством Интерфакс-ЭРА, представлены 150 крупнейших компаний и предприятий России, работающих в реальном секторе экономики...

Курс "Деловой России" на стимулирование экономики откладывается до светлых времен

Российский бизнес узнал от президента о начале уверенного экономического роста - и резко снизил градус критики нынешней экономической политики. Еще недавно лидеры «Деловой России» разносили в пух и прах курс Центробанка, правительства, а также будущие стратегии Алексея Кудрина...

В Лондоне обсужда​ли​ обновленный доклад МВФ

В Лондоне сегодня активно обсуждают обновленный доклад МВФ по развитию глобальной экономики, в соответствии с которым прогнозы по росту мирового ВВП оставлены на прежнем уровне (3,1% в этом году и 3,4% в следующем). При этом оптимизму аналитиков не помешал тот факт...



Билл Гейтс выбрал лучшие книги 2016 годаБилл Гейтс выбрал лучшие книги 2016 года

Обзор инвестиционных идей ноября 2016 г.Обзор инвестиционных идей ноября 2016 г.

Обзор ноября 2016: политика и финансыОбзор ноября 2016: политика и финансы

ТОП-10 инвестиционных инструментов ноября 2016 г.ТОП-10 инвестиционных инструментов ноября 2016 г.

ЦБ определился с категоризацией инвесторов

Встреча ОПЕК в Вене: 4 вероятных результата и реакции рынкаВстреча ОПЕК в Вене: 4 вероятных результата и реакции рынка

Трейдеры выигрывают от эффекта ТрампаТрейдеры выигрывают от эффекта Трампа

Автомобили, яхты, самолеты
Акции
Банковские депозиты
Бинарные опционы
Биткоин
Венчурные инвестиции
Деривативы
Доверительное управление
Драгоценные камни
Драгоценные металлы
Здоровье
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС)
Искусство, антиквариат
Металлы
Накопительные программы
Наличные деньги
Недвижимость
Необычные инвестиции
Нефть, газ, сырье
Облигации
Образование
ПИФы
Сельхоз продукция
Ставки на спорт
Структурные ноты
Форекс
Фьючерсы на индексы
Хедж-фонды
Шоу бизнес

Поделиться материалом: