Invest-rating.ru
Поиск

Какие футбольные клубы торгуются на бирже

Обновлено

Помимо крупных нефтяных, металлургических, технологических компаний фондовый рынок также представлен и популярными спортивными организациями, в том числе, на биржах торгуются акции футбольных клубов.
Предлагаем сегодня рассмотреть, бумаги каких клубов находятся в публичном обращении, и в чем особенности таких эмитентов.

Публичные футбольные клубы


Начиная с 90-х гг. на фондовый рынок стали выходить футбольные клубы. На сегодняшний день на биржах разных стран торгуются ценные бумаги 24 команд. Мы собрали эти компании и взвесили их по рыночной капитализации:

 Как видим, стоимость клубов не сравнима с капитализацией даже первой сотни самых дорогих компаний в мире. Также бросается в глаза фактическая гегемония по капитализации английских клубов Манчестер Юнайтед и Арсенал, тогда как остальные эмитенты существенно отстают от них. Причем разница даже между первым и десятым местом является почти двадцатикратной.

В целом клубы показывают разнонаправленную динамику изменения стоимости акций. Если присмотреться к отдельному клубу, то, как правило, его котировки очень волатильны, что сопровождается высокими рисками для инвесторов. Очевидно, прогнозировать будущую стоимость акций на данном рынке весьма затруднительно, поскольку все завязано на победах в играх и покупке/продаже игроков. Порой главным драйвером роста акций является просто удача, и никакие DCF-модели для анализа здесь не помогут.

Сложно сказать, публичные клубы – находка для опытных и расчетливых инвесторов или же инструмент для заработка футбольных фанатов.

На чем зарабатывает футбольный клуб


Для примера возьмем самый дорогой публичный футбольный клуб мира Манчестер Юнайтед.

 Основную долю в доходах клуба составляют поступления от трансляции матчей, а также спонсорские взносы, которые в большинстве своем являются прямой или косвенной платой за рекламу соответствующих компаний.

По сути футбольные клубы с точки зрения бизнеса можно отнести к сфере медиа и развлечений. При всех нюансах спортивной индустрии в сухом остатке футбол – это зрелище, за просмотр которого платят болельщики, а футбольный матч – медиаконтент.

Основные расходы футбольных клубов составляют затраты на персонал. И это не удивительно, ведь футбольный клуб – это не только команда игроков и тренеров, но и большое количество вспомогательного персонала: менеджеры, медики, административные работники и т.д.

Еще одной интересной спецификой футбольных клубов является учет игроков в финансовой отчетности компании. Спортсмены выступают в роли внеоборотных нематериальных активов, у Manchester United они занимают половину всех активов клуба. Мы можем проследить покупку/продажу игроков в отчете об изменении нематериальных активов.

Другой интересный момент заключается в том, как справедливо оценить стоимость игрока на конец отчетного периода. Каждый клуб в этом отношении имеет свою собственную учетную политику. Так, некоторые клубы капитализируют на игроков затраты, понесенные, чтобы довести футболиста до подходящего состояния.

Для учета справедливой стоимости на конец периода, многие футбольные клубы приглашают независимых оценщиков, которые решают полностью ли оправдана текущая стоимость игрока на балансе по прошествую футбольного сезона.

Теперь должно стать понятно, почему амортизация нематериальных активов занимает существенную часть в операционных расходах клуба. Чаще всего, команда устанавливает срок полезного использования футболиста равный сроку контракта с ним.

Индекс футбольных клубов


Существует фондовый индекс STOXX Europe Football Eur Price Index (FCTP), который охватывает все футбольные клубы (не включает Manchester United и Arsenal), зарегистрированные на фондовых биржах Европы. Данный фондовый индикатор достаточно репрезентативно отражает динамику сектора публично торгуемых акций европейских команд.

Невпечатляющая динамика индекса легко объясняется видом деятельности бизнеса. В основном футбольные клубы, как бизнес, не направлены на получение прибыли и генерации денежных потоков для инвесторов. Чаще всего эти компании покупают богатейшие бизнесмены, как предметы роскоши или признак высокого статуса. Поэтому такому бизнесу тяжело наращивать капитализацию и увеличивать инвестиционную привлекательность.

Наиболее существенный прирост капитализации за последние 12 мес. показали итальянский Лацио (+139%), английский Арсенал (+82%) и португальская Бенфика (+76%).

Что влияет на цену акций футбольных команд

Рассмотрим основные факторы, влияющие на стоимость акций клуба на примере команды Ювентус. Акции футбольного клуба с 2013 г. показывают следующую динамику.

 1. Победы в чемпионатах


Обычно за один сезон команда участвуют параллельно в нескольких чемпионатах.

– Турнир страны, откуда команда родом. В этом случае, денежные вознаграждения зависят от итогового места в чемпионате по итогам года.

– Кубок страны. Негрупповой турнир на выбывание.

– Международные турниры (Лига Чемпионов, Лига Европы). Здесь команда получает гонорары уже за каждую игру. Например, за выигранный матч в Лиге Чемпионов команда получает €1,5 млн, а за победу в турнире €15 млн.

Таким образом логично, что если команда выигрывает матчи, то котировки ее акций растут из-за роста прибыли.

2. Продажа атрибутики и билетов


Другой аспект побед – это узнаваемость и популярность клуба. Если команда начинает выигрывать, то увеличивается количество ее болельщиков, и, следовательно, потенциальных покупателей товаров с атрибутикой футбольного клуба, а также посетителей спортивных мероприятий с его участием.

Ювентус является чемпионом Италии с 2012 г., поэтому победы в итальянском турнире уже мало сказываются на цене акций (слишком ожидаемы, нет конкуренции).

Тем не менее, в мае 2015 г. мы видим локальный пик, который связан с выходом клуба в финал Лиги Чемпионов. После поражения акции сразу начинают корректироваться и возвращаются к своему долгосрочному среднему значению.

В мае 2017 г. Ювентус вновь подобрался к финалу Лиги Чемпионов, но также уступили в финале, в результате чего произошел значительный откат акций клуба.

3. Покупка/продажа игроков


Другой не менее важный фактор – это покупка либо продажа игроков. Если клуб решил купить футбольную звезду, акции команды подскакивают в ожидании будущих побед, роста популярности клуба, увеличения прибыли от продаж футбольной атрибутики с фамилией нового игрока.

Яркий пример – последняя новость о переговорах Ювентуса о приобретении звезды мирового футбола Криштиану Роналду.

4 июля нападающий сборной Португалии Криштиану Роналду получил предложение перейти из мадридского «Реала» в туринский «Ювентус». После этой новости акции клуба устремились вверх, взлетев на 19% за 2 дня.

То же самое может касаться и удачной продажи игроков, за счет которых клуб получает прибыль. Так, в мае 2017 г. шли переговоры о продажи Ювентусом игрока Поля Погба за 105 млн евро, которого клуб купил четырьмя годами ранее всего лишь за 3,5 млн евро. Доходность подобных сделок может быть колоссальной!

Но футбольные приобретения могут наносить и ущерб клубу. Когда Ювентус после этого приобрел другого игрока аргентинца Игуаина за 90 млн евро, инвесторы и болельщики клуба посчитали эту покупку не лучшей сделкой, и акции Ювентуса обвалились.

Таким образом, с точки зрения инвестора, акции футбольных клубов являются достаточно специфическим активом. В отличие от бумаг обычных компаний, завязанных на бизнес циклах, стоимости сырья или же современных технологиях, здесь долгосрочный фундаментальный анализ весьма девальвирован в силу бесполезности классических подходов оценки бизнеса. Это обусловлено наличием большой неопределенности, связанной с исходами отдельных встреч и результатами турниров.

Но фактор случайности этим не ограничивается. Зависимость результатов футбольной команды от нескольких игроков несет в себе риски, связанные с человеческим фактором, т. к. эффект от приобретения талантливого игрока может растянуться во времени или вовсе сойти на нет из-за травмы или каких-либо других личностных ситуаций.

Тем не менее, футбольная индустрия является динамично развивающейся отраслью с растущими денежными потоками. По оценке компании KPMG, стоимость крупнейших 32 клубов Европы в 2018 г. выросла на 9% относительно прошлого года и составила 32,5 млрд евро.

Как и при инвестировании в другие отрасли, правильно выбранный с точки зрения отраслевого цикла и перспектив отдельных эмитентов момент вложений может принести хорошую отдачу. Однако из-за специфики данного сектора, необходимо обладать не только соответствующими знаниями, но и держать руку на пульсе обширного новостного потока, связанного с футбольным миром.