Invest-rating.ru
Поиск

Европа хочет создать свой собственный «Шелковый путь»

Обновлено

Виктор Ромейн, обозреватель из Лондона специально для Invest-rating.ru

С 2013 года связи Китая с Европой расширились в связи с разработкой официальной политики строительства экономического коридора западного направления – нового “Шелкового пути” –  вдоль древнего маршрута.

В декабре 2014 года Китай согласовал с Венгрией, Сербией, Македонией строительство железной дороги между Будапештом и Белградом, которое будет финансироваться китайскими компаниями и завершено к 2017 году. Эта железнодорожная линия затем будет продлена к столице Македонии, Скопье, и греческому портовому городу Пирей, где COSCO, китайский транспортный гигант, управляет двумя причалы.

В то время как проект “земля-море” будет способствовать развитию трансграничной перевозки грузов между Центральной и Юго-Восточной Европой за счет сокращения времени движения поезда между Будапештом и Белградом с восьми до трех часов, его главная цель – увеличение оборота и ускорение движения товаров между Китаем и Европой.

Выросший в пять раз с 2003 года, товарооборот между Китаем и Европой достиг 559 000 000 000 $ в 2013 году, утвердив ЕС в качестве крупнейшего торгового партнера Китая в течение последних 10 лет. Согласно некоторым прогнозам, в ближайшее время Китай будет инвестировать больше средств в Европу, чем Европа в Китай, что станет еще одним свидетельством роста влияния последнего.  

Совсем недавно, Китай также обратился к Европе с целью улучшения сухопутной инфраструктуры для движения торговых товаров.

До сих пор важнейшей транспортной артерией является трансазиатская железная дорога из города Чунцин на юго-западе Китая в немецкий Дуйсбург. Запущенная в эксплуатацию в 2011 году при партнерстве Германии, Китая, Казахстана и России, железная дорога протяжённостью 11 179 километров пролегает через шесть стран, включая Белоруссию и Польшу. Основную выгоду от ее строительства получил Китай, который с 2011 года отгрузил в Европу товаров на сумму 2,5 миллиарда долларов. Поскольку стоимость земли и рабочей силы в прибрежных городах, таких как Шанхай и Шэньчжэнь стали расти, китайское правительство старается стимулировать иностранных инвесторов и отечественных производителей двигаться внутрь страны посредством своей программы "Идти на Запад".

Мегаполисы Чунцин и Чэнду переживают подъем благодаря приходу новых крупных производственных проектов. Построив в Чунцин завод, который станет крупнейшим по производству ноутбуков в Азии, американский компьютерный гигант Hewlett Packard уже поставил более четырех миллионов ноутбуков в Европу по железной дороге Чунцин-Дуйсбург с 2011 года.

(Источник: The European Financial Review)

18-го января этого года началась новая глава в истории восстановления знаменитого китайского «шелкового пути»: в Лондон прибыл первый товарный поезд из Китая. Состав отправился 1 января из китайской провинции Чжэцзян на самом востоке КНР – то есть путешествие через всю Евразию заняло у него ровно 18 дней. Путь поезда пролегал через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию. Бельгию и Францию. Такой способ является новой золотой серединой между морским и воздушным транспортом –  доставка по железной дороге быстрее, чем морским путем, и дешевле, чем транспортировка по воздуху.

Аналитики считают, что услуга еще не являются экономически значимой, поскольку объем товаров, который может быть транспортирован, незначителен по сравнению с использованием контейнерных судов.

"Экономически (ее значение) по-прежнему весьма мало. Но политически это очень важный проект, потому что Китай хочет показать свою прямую связь с Европой", – считает Рамон Пардо Пачеко, преподаватель международных отношений в Королевском колледже Лондона.

Европейский союз является крупнейшим торговым партнером Китая, среди стран Евросоюза лидируют Германия и Франция. Поезда будут курсировать еженедельно для оценки спроса.

 (Источник: The Daily Mail & London AP)

Европа изучает логистику собственного "Шелкового пути", но нуждается в китайских деньгах

Согласно интересной статье, опубликованной в “Sputnik Business News”, идею канала «Дунай-Морава-Вардар», который в долгосрочной перспективе может соединить Северное море с Эгейским, не следует считать утопической. Если расчеты покажут, что проект является экономически эффективным, Европа может создать свой собственный «Шелковый путь».

В статье далее говорится, что "во время своего недавнего визита в Сербию, премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил, что обе стороны согласились разработать свои "глобальные идеи". Слова премьера относятся не только железной дороги между Белградом и Салониках, но и к вековой идее соединить два города водным транспортом".

В 2013 году проект продвигал посол Сербии в Китае Милан Бачевич, который в то время служил в качестве министра природных ресурсов страны. В середине 2013 года китайская компания China Gezhouba провела исследование реки Моравы и подготовила экономическое обоснование строительства канала.

В документе говорится, что строительство водного пути через Сербию является реалистичным и экономически обоснованным. В ноябре 2016 года президент Сербии Томислав Николич подчеркнул важность проекта. В ходе переговоров со своим македонским коллегой Георгием Ивановым, Николич подчеркнул, что водный путь «Вардар-Морава» даст исторический шанс региону, который Сербия и Македония не должны упустить.

Президент также сообщил, что Китай готов выступить финансовым партнером проекта, если Сербия, Македония и Греция придут к соглашению.