Сб, 25 сентября 2021

ВЦИОМ: «Предпринимательский дух» россиян увял

18 Июл 2009  

«Предпринимательский дух» россиян во время кризиса несколько увял. По сравнению с 2008 годом на 11% (до 55%) увеличилось число тех, кто не проявляет желания к занятию предпринимательством. Такие данные приводит Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Не хотят иметь собственное дело, как правило, те, у кого нет знакомых бизнесменов (76%), и респонденты, которые в принципе плохо к ним относятся (82%).

Наиболее частые причины нежелания заниматься бизнесом — это отсутствие стартового капитала и несоответствие возраста или состояния здоровья (по 20%), кризиса же боятся только 2% опрошенных. 11% сообщают, что не имеют соответствующих качеств, а у 9% просто нет желания. также россиян пугают ответственность и временные затраты, отсутствие необходимых знаний и условий. По 3% сообщают, что их устраивает роль наемного работника или же боятся неудач.

Интересно, что в числе причин нежелания заниматься бизнесом бюрократические преграды назвали всего 2% россиян, участвовавших в опросе. Еще реже всего сограждане ссылаются на коррупцию, отсутствие связей и оригинальной бизнес-идеи (по 1%).

Те, готов испытать себя в роли предпринимателя, как правило, отдают предпочтение сфере торговли, в частности 22% решились бы открытие продовольственного магазина. 8% хотели бы открыть свое дело в сфере бытовых услуг, 7% — в сельском хозяйстве, животноводстве или рыболовстве. По 5% занялись бы автомобильным, строительным бизнесом или же открыли бы свое дело в сфере общественного питания. Всего 4% отдают предпочтение производству.

Менее популярны у россиян такие области, как медицина и косметология, туризм, грузоперевозки, информационные технологии и компьютеры (по 2%), образование (1%). Для 3% не принципиальна сфера бизнеса, главное — «работать на себя». Впрочем, в 26% случаев потенциальные предприниматели не знают, в каком же именно виде бизнеса они хотели бы реализовать себя.

Между тем, россияне — не авантюристы. 66% опрошенных думают, что кризис — скорее плохое, нежели хорошее время для открытия собственного дела, лишь 16% решились бы на это. Причем, такие настроения больше свойственны жителям провинции, москвичи и петербуржцы склонны видеть в кризисе новые возможности.

Рекомендованные материалы по теме