Invest-rating.ru
Поиск

Комиссия по ценным бумагам и биржам США объявляет войну ICO

Обновлено

Краткое резюме


Комиссия по ценным бумагам и биржам США «серьезно занялась рынком ICO». Главный объект их внимания – ведущие криптовалютные биржи;
Рынок ICO еще недостаточно развит и не переживет кризиса ликвидности, который будет спровоцирован вмешательством регуляторов. Многие (если не все) проекты, привлекающие инвестиции через ICO, исчезнут в мгновение ока;
Инвесторам следует ожидать скоординированных действий мировых регуляторов, направленных против торговых платформ, компаний и отдельных частных лиц;
Проекты BRIDLE (Bitcoin, Ripple, Iota, Dash, Litecoin, и Ethereum) скорее всего НЕ попадут под прицел регуляторов.

«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность», — Книга Притчей Соломоновых 16:18

«Ближе к концу года регулирующие органы дадут серьезную реакцию на все происходящее», — бывший председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США, Харви Питт о рынке ICO, в программе Fast Money канала CNBC (21 декабря 2017)

В своей декабрьской статье я предупреждал читателей, что подавляющее большинство проектов, проводивших ICO, не прошли Тест Хауи и могут исчезнуть вместе с деньгами инвесторов. Я также призывал всех не поддаваться на соблазн и не вкладывать деньги в неопробованные технологии – многие из которых существуют только в виде описания в уайтпэйпер – по крайней мере пока эти инвестиции не станут менее рискованными.

Цитата:

Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам только что под запись и максимально возможно подробно объяснил, что его ведомство не слепое и не беззубое и что оно не просто намеревается, а даже горит желанием разобраться с рынком ICO в 2018 году. Это означает, что 9 из 10 криптовалютных стартапов де-факто (если не де-юре) нарушают постановление Верховного суда США по делу Securities and Exchange Commission v. W. J. Howey Co., 328 U.S. 293 (1946). (Тест Хауи )

Другими словами, существует огромная разница между снисходительностью регулятора и его беспомощностью. Время снисходительности подошло к концу. 24 января председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Джей Клейтон и председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами Джей Кристофер Джанкарло опубликовали в Wall St. Journal, редакторскую статью под вполне безобидным заголовком «Регуляторы изучают криптовалюты» («Regulators Are Looking at Cryptocurrency: At the SEC and CTFC, we take our responsibility seriously»).

В громком информационном шуме, сопровождающем криптовалютную индустрию, эту статью – переполненную банальными фразами об инновациях в американской экономике и подрывном потенциале блокчейна – было легко не заметить. Вначале её не цитировало ни одно из ведущих тематических СМИ, таких как Coindesk, Cointelegraph и The Merkle. Однако, через несколько дней после её публикации, оценка резко изменилась.

Ключевые персоналии крипто-сообщества всё больше укрепляются во мнении, что глобальный «наезд» регуляторов на рынок ICO неизбежен. Параграф, приводимый ниже воспринимается многими (и совершенно справедливо) как угроза всем участникам рынка, связанным с продвижением ICO, включая юристов, нанимаемых биржами для отыскивания лазеек в действующем законодательстве о ценных бумагах (см. ниже в разделе Тест Хауи):

Участники рынка, включая юристов, торговые площадки и компании, предоставляющие финансовые услуги, должны иметь в виду, что мы встревожены множеством примеров, когда форме отдается предпочтение над сутью, а аргументы основанные на формальных признаках лишают инвесторов положенной защиты

Большинство инвесторов, наверное, не знают о том, что Комиссия по ценным бумагам имеет право налагать санкции за нарушения законов о ценных бумагах на так называемых «gatekeeper-ов». Вот как об этом пишет юридический журнал National Law Review (жирный шрифт – автора):

Что такое gatekeeper? В контексте законодательства о ценных бумагах, gatekeeper – это пользующийся доверием профессионал, который обязан наблюдать за каким-то конкретным рынком ценных бумаг. Идея этого института состоит в том, что соблюдение этических принципов участниками рынка контролируется ответственными представителями профессионального сообщества. На рынке ценных бумаг функции gatekeeper-ов часто выполняют бухгалтеры, юристы и аудиторы… Комиссия по ценным бумагам и биржам любит показательно наказывать gatekeeper-ов, нарушающих законодательство о ценных бумагах, делая их примером для других представителей профессии.

Вы спросите, как могли юристы, консультировавшие такие крипто-биржи как Bittrex и Bitfinex нарушить свои обязанности gatekeeper-ов рынка ценных бумаг? Очень просто: консультируя эти платформы и промоутеров ICO о том, как обойти тест Хауи (постановление Верховного суда США по делу Securities and Exchange Commission v. W. J. Howey Co.)

Тест Хауи


Tест Хауи — это тест, разработанный Верховным судом США для того, чтобы определить может ли транзакция квалифицироваться как инвестиционный контракт и таким образом, подпадать под действие Закона о ценных бумагах 1933 г. (США), Закона об обороте ценных бумаг 1934 г. (США) и под регулирование Комиссией по ценным бумагам и биржам США.

Согласно условиям теста Хауи, транзакция признается инвестиционным контрактом, если:

  • Это вложение денежных средств.
  • Вложение сделано в расчете на прибыль.
  • Вложение денег в долевое предприятие.
  • Прибыль зависит от усилий продавца (промоутера) или третьих лиц.

Пятый и последний фактор теста Хауи – полная или частичная невозможность для инвестора контролировать прибыльность вложений. Если это условие тоже выполнено – такая инвестиция может быть признана вложением в ценную бумагу.

Организаторы большинства недавних ICO — по совету юрист-консультов – составляли регистрационные документы таким образом, чтобы выполнять 3 или 4 условия теста Хоуи, но не все 5. Это означает, что формально их токены не могут быть квалифицированы как ценные бумаги. Однако, как ясно дали понять главы регулирующих ведомств США, они смотрят на эти юридические уловки с предубеждением.

Они также не собираются давать промоутерам всевозможных ICO возможность избежать санкций просто перебравшись за рубеж (самая популярный сегодня аргумент «Американские регуляторы нам не указ! Мы в Сингапуре!») (жирный шрифт – автора):

Комиссии по торговле товарными фьючерсами и Комиссия по ценным бумагам и биржам совместно с другими федеральными и региональными регулирующими и правозащитными органами продолжат совместную работу, направленную на увеличение прозрачности и этичности этих рынков, предотвращение злоупотреблений и мошенничества, а также на преследование причастных к этим деяниям лиц. Этот рынок – зароджающийся, развивающийся и международный. Поэтому его регулирование требует от нас быстрых опережающих действий, скоординированных с нашими региональными, федеральными и международными коллегами, а также участия других ключевых заинтересованных сторон, включая Конгресс.

Что касается «аргумента о прорывной технологии»…


Технология распределенного реестра может на самом деле оказаться новой подрывной технологией, способной увеличить производительность экономики. Если доверять историческим параллелям, внедрение DLT повлечет за собой возникновение множества инноваций, которые изменят наше общество. Однако, мы не позволим этим или другим технологическим новшествам отвлечь нас от нашей прямой обязанности – обеспечивать справедливость и здоровье финансовых рынков.

Другими словами, дамоклов меч вот-вот упадет на рынок ICO… в глобальных масштабах. Как недавно сообщила FT:

Как заявил в член Исполнительного комитета ЕЦБ Бенуа Кере, на саммите G20 лидеры крупнейших мировых экономик обсудят глобальное регулирование рынка криптовалют. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Кере призвал политиков обратить внимание на возможности, открываемые новыми технологиями и ввести правила для защиты инвесторов и предотвращения незаконной деятельности.

Как научиться понимать и контролировать эти ворота между миром теневых валют и традиционной финансовой системой? Это уже обсуждается и вопросы не останутся без ответов.

А что Биткойн?


Но если регуляторы собираются ударить по рынку ICO, то что же будет с самыми крупными и ликвидными проектами, польза которых доказана, и которые пользуются многочисленной и влиятельной поддержкой, такими как Биткойн и Эфириум? Они будут в полной безопасности в объятиях Комиссии по торговле товарными фьючерсами. Еще одна цитата из статьи Клэйтона и Джанкарло:

Недавно две крупнейшие биржи, регулируемые Комиссией по торговле товарными фьючерсами запустили фьючерсные контракты на биткойн. Хотя у этих бирж было право «самолицензирования» и право запуска соответствующих торговых инструментов без одобрения Комиссии, они потратили значительное время на согласование всех процедур с сотрудниками Комиссии и согласились внедрить надзорные меры и меры по снижению риска, включая требования о повышенном маржинальном обеспечении и требование о подписании соглашений об обмене информацией с соответствующими платформами, торгующими биткойном. В результате Комиссия обеспечила возможность надзора за американским рынком фьючерсных контрактов на биткойн и доступ к данным, способным облегчить выявление и преследование нарушителей на соответствующих спотовых рынках.

Посыл очевиден: криптовалюты – это сырьевые товары, токены ERC-20 – ценные бумаги. Также очевидно и то, что хотя Комиссия по торговле товарными фьючерсами заинтересована в продвижении (при соответствующих условиях) наиболее ликвидных и укоренившихся блокчейнов, Комиссия по ценным бумагам и биржам не собирается «давать добро» для организаторов ICO.

Гудбай, ликвидность!


Наиболее очевидными мишенями мировых регуляторов станут крупнейшие криптовалютные биржи. Объемы обрабатываемых ими транзакций (от $30 млрд. в обычный день, до $60 млрд. и больше во время крупных движений рынка) просто невозможно спрятать, поскольку исполнение ордеров в реальном времени (в отсутствии реализуемых через Lightning Network атомарных свопов) требует участия централизованных серверов. Но даже если бы такая возможность существовала, чтобы поддерживать космические цены токенов, организаторам ICO нужно поддерживать уверенность рынка в том, что они совсем скоро получат одобрение массового инвестора, и следовательно приток денег «институционалов». Вероятность этих событий будет стремится у нулю, если Комиссия по ценным бумагам и биржам вместе со своими зарубежными коллегами решат предъявить трем крупнейшим биржам ультиматум: либо a) проведите делистинг вашего любимого «космического» токена и продолжайте работать, либо b) закроетесь и будете объявлены в международный розыск. Опыт подсказывает, что властям достаточно будет провести пару таких показательных экзекуций для того, чтобы токены «непокорных» проектов стали полным «неликвидом».

Еще раз повторю свою рекомендацию читателям – держитесь укоренившихся брендов (aka B.R.I.D.L.E. или Bitcoin, Ripple, Iota, Dash, Litecoin и Ethereum) с ясной партнерской структурой и командами разработчиков/консультантов из первой десятки. Понятно, что Виталик Бутерин предпочтет сотрудничать с любыми комиссиями, нежели уничтожить проект Эфириум накануне ключевого апгрейда.

Эфириум трогать не станут. Отказ команды Dash выполнять призывы некоторых акционеров продвигать Dash как инвестицию – это именно то, что хочет услышать Комиссия по ценным бумагам (жирный шрифт – автора):

В ситуации, когда ICO активно рекламируются, «продавать» Dash в качестве инвестиции может показаться «нормальным». Тем не менее, мы считаем, что со временем подобные практики будут признаны неэтичными или даже нелегальными. Это негативно отразится на имидже бренда Dash. Очевидно, что по результатам теста Хауи многие, если не большинство, ICO должны быть признаны ценными бумагами. Другими словами, продажа койнов – это маркетинг незарегистрированных ценных бумаг среди неквалифицированных инвесторов. Такая ситуация вряд ли сохранится в будущем и нам не следует копировать такой подход

Вышеперечисленные проекты не только имеют подтвержденную устойчивость к стрессам, но также за ними стоят самые крупные пулы ликвидности. Они самые вероятные претенденты на получение статуса сырьевого товара от Комиссии по торговле товарными фьючерсами (и, следовательно, ее протекции).

Выводы


Если последние пять лет меня чему-то научили, так это тому, что большинство крипто-инвесторов не понимают как плотно «сшита» мировая финансовая система – та самая система, которую были призваны заменить блокчейн-технологии. Сегодня в мире криптовалют не существует той тщательной «кремлинологии», которой всегда славились аналитики Уолл Стрит. Крипто-сообщество не изучает заявления членов Комиссии по ценным бумагам, не корпит с лупой над годовой отчетностью компаний в поисках малейших несоответствий и отклонений.

Однако, так было не всегда. В «далеких» 2012-2013-х, биткойн-энтузиасты следили за действиями регуляторов с напряженностью энтомолога, открывшего новый и чрезвычайно инвазивный вид ядовитых пауков. Они точно знали насколько тонка та линия, которую они пытались на цыпочках пересечь, и вели себя соответственно.

Сегодняшние ICO-инвесторы не испытывали шока и ужаса пубертатного периода биткойна и не проводили бессонных ночей в ожидании гостей из Управления по борьбе с финансовыми преступлениями. У них нет страха. Ни разу не наблюдав, как мировые регуляторы плечём к плечу шагая «в ногу» атакуют очередной финансовый продукт, они попросту не предполагают самой возможности такой скоординированности и считают, что децентрализация крипто-активов защитит их несмотря ни на что. Им предстоит избавиться от этого заблуждения весьма болезненным способом.


Disclosure: Я не владею никакими из вышеперечисленных ценных бумаг и не планирую открывать позиции по ним в ближайшие 72 часа.

Я написал эту статью самостоятельно и выразил в ней собственное мнение. Я не получал оплату за ее написание (кроме авторского гонорара от Seeking Alpha). Я не имею никаких деловых отношений с компаниями, чьи ценные бумаги упоминаются в этой статье.

Автор: Kyle Spencer