Invest-rating.ru
Поиск

Мультипликатор EV/EBITDA

Обновлено

Читая отчеты аналитиков, вы не раз встречались с такой аббревиатурой как EV/EBITDA. Но что она значит?

Здесь речь идет о фундаментальном анализе, точнее о сравнительной оценке. Оценку эту принято считать «быстрой», она способна дать мгновенную, хотя и менее точную по сравнению со сложными моделями дисконтирования денежных потоков (DCF)картину действительности: показать насколько акция недооценена/переоценена по сравнению с конкурентами. 

Мультипликатор EV/EBITDA, который представляет собой отношение стоимости компании (Enterprise Value, EV) к полученной ею прибыли до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization).

Для чего он нужен?


Коэффициент EV/EBITDA относится к группе доходных мультипликаторов и показывает, за какой период времени неизрасходованная на амортизацию и уплату процентов и налогов прибыль компании окупит стоимость приобретения компании. Он дает возможность не только сравнить компанию с другими предприятиями из отрасли и понять недооценку, а еще полезен для нахождения терминальной стоимости компании в модели DCF.

Его часто сравнивают с мультипликатором P/E, однако в отличие от него EV/EBITDA позволяет сопоставлять предприятия с различной долговой и налоговой нагрузкой, то есть абстрагироваться от структуры капитала и особенностей налогообложения. Кроме того, EV/EBITDA особенно полезен при оценке капиталоемких предприятий, где амортизация составляет значительную статью.

Расчет


Показатели EV и EBITDA вы не сможете найти напрямую в отчетности компании, поэтому расчет мультипликатора более трудоемок, нежели чем для более распространенных рыночных мультипликаторов P/E, P/S или P/B. Иногда менеджмент рассчитывает отдельно значение EBITDA и использует его для наглядности финансового положения компании, публикуя в презентациях и пресс-релизах.

Существует два основных метода расчета показателя EBITDA: «Сверху вниз» и «Снизу-вверх». В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом показателе. Все самое основное, что стоит про него знать, представлено в материале: Показатель EBITDA. Что это такое и как его считать

Теперь обратимся к стоимости предприятия (Enterprise Value, EV). Это по сути, сумма рыночной стоимости капитала (рыночная капитализация) и рыночной стоимости долга компании, за вычетом любых денежных средств и их эквивалентов (вычитаем, так как при покупке компании приобретается и ее долг, которую можно погасить за счет имеющихся у нее денежных средств).  В долге учитывается именно финансовый долг: долгосрочная задолженность, финансовый лизинг, и долг, подлежащий выплате в течение года.

Рыночная капитализация компании рассчитывается путем умножения цены акций на количество акций, находящихся в обращении.

Пример


Проведем расчет на примере компании Лукойл. Для начала рассчитаем EBITDA за 2017 г. Для этого мы воспользуемся методом «Сверху вниз», то есть к операционной прибыли за период прибавим износ и амортизацию.

Получилось, что EBITDA = 506,516+325,054 = 831,57 млрд руб. Теперь нам нужно найти стоимость компании. Для начала рассчитаем чистый долг, то есть общий долг за вычетом денежных средств и эквивалентов.

  Чистый долг = 56,297+485,982-339,209 = 203,07 млрд руб. Рыночная капитализация компании на 30.08.18 составляла 3 999,35 млрд руб. Таким образом EV = 203,07 + 3 999,35 = 4202,42 млрд руб.

В итоге мультипликатор EV/EBITDA Лукойла равен 5,05. То есть для того чтобы окупить стоимость компании, понадобится почти 5 прибылей до уплаты налогов, процентов и амортизации. Для сравнения приведем показатели мультипликатора для других российских нефтегазовых компаний.

Мы видим, что относительно среднего значения по отрасли, бумаги Лукойла недооценены. Обратим внимание на Новатэк. Он выглядит дорогим относительно других компаний. Тут стоит отметить, что в EV также закладывается отношение инвесторов, то есть ожидаемый потенциал роста компании и его финансовых показателей. Поэтому высокое значение мультипликатора EV/EBITDA вовсе не означает то, что Новатэк не привлекателен в долгосрочной перспективе. Для анализа инвестиционной привлекательности не стоит ограничиваться одним мультипликатором, а использовать комплекс показателей, в том числе учитывая темпы роста операционных показателей в будущем исходя из инвестпрограммы.

Стоит также отметить, что мультипликатор следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, т.к. в зависимости от типа бизнеса компании и его специфики, показатели мультипликаторов могут заметно отличаться. Возьмем, к примеру, ритейлеров, а именно Магнит.

EV/EBITDA Лукойла ниже, чем у Магнита. Но это не значит, что акции нефтяной компании выглядят привлекательнее. Дело в том, что доля заемного капитала у ритейлеров выше, чем у представителей нефтегазового сектора, что находит отражение в EV. От этого разброс в коэффициентах.