Invest-rating.ru
Поиск

История падения Auctionata

Обновлено

17 января 2017 года немецкая онлайн платформа аукционов Auctionata внезапно объявила о банкротстве.  Auctionata стала одним из самых быстрорастущих интернет-стартапов Европы. Это онлайн-платформа, которая объединила продавцов антиквариата, предметов искусства и роскоши, люксовых  автомобилей и часов  и их покупателей.  На Auctionata можно было предварительно получить детальное  описание лотов (площадка объединяет и экспертов-оценщиков), а затем  — присоединиться к аукциону в режиме онлайн (создатели Auctionata разработали собственную технологию видеотрансляции, которая позволила им конкурировать с крупнейшими аукционными домами,  такими, как Christie’s и Sotheby’s).  Auctionata запустила и собственный интернет-магазин.

В списке инвесторов компании такие известные немецкие венчурные фонды как Holtzbrinck Ventures и e.Ventures, венчурное подразделение Hearst Corporation, Hearst Ventures, CEO группы LVMH Бернар Арно (Bernard Arnault), а также ряд известных российских, украинских и польских венчурных фондов.   

Что же помешало компании с таким внушительным списком инвесторов привлечь очередной раунд финансирования и избежать банкротства? 

Во первых, сервис Auctionata не решал, что называется «основную боль» клиента традиционных аукционных домов – длительный период ожидания аукциона.  Auctionata требовала от клиентов доставки товаров на свой склад за 6 недель до проведения аукциона.  

Во вторых, в отличие скажем от Christie’s  или Sotheby’s (по данным Artprice.com, две эти компании контролировали 59% аукционного арт-рынка по состоянию на 2015 год), у такого нового игрока как Auctionata не было достаточно узнаваемого бренда и как следствие большой клиентской базы, как на стороне продавцов, так и на стороне покупателей.  Это не позволило компании продавать аукционный «мейнстрим» в виде картин и иных дорогих произведений искусства, у которых самый высокий чек и, как следствие, самая высокая комиссия для аукционного дома.  

В третьих, некоторые клиенты Auctionata жаловались на весьма непрозрачное ценообразование и высокие комиссии, которые доходили до 23-28% с цены продажи.  При этом, не имея такого же сильного бренда как лидирующие традиционные аукционные дома, Auctionata, так же как и они, также пыталась брать комиссии в размере 23-28% и с покупателей.  

В четвертых, естественно, на интерес инвесторов к Auctionata не могли также не повлиять и макротренды, происходящие на рынке произведений искусства.  После кризиса 2008-2009 годов, арт-рынк в 2010 по 2014 годы переживал период бурного роста, когда предметы искусства воспринимались инвесторами как некая альтернатива традиционным финансовым инструментам, что, по мнению некоторых экспертов рынка, привело к созданию «пузыря», напоминающему ситуацию 1990 года, после которого цены на арт-объекты в среднем упали на 44% за два года (по данным Artprice.com).  Крупнейшие игроки аукционного арт-рынка демонстрируют спад финансовых показателей начиная с 2015 года. Волатильность на финансовых рынках, снижение цен на нефть, ослабление экономики Китая, возрастающая геополитическая нестабильность – все эти факторы оказывают влияние на финансовые возможности и аппетиты коллекционеров.

Чем может быть полезна  история Auctionata основателям онлайн-стартапов, а особенно маркетплейсов? Пожалуй, путь Auctionata показателен тем, что большие перспективы ждут компании не с огромными раундами финансирования от венчурных инвесторов, а тех, кто радикально меняет  продукт и модель в  сравнении с традиционными игроками.   Основателям Auctionata нужно было не только привлечь очень много денег, чтобы конкурировать с традиционными игроками, но и иметь существенное отличие от них в бизнес модели, —  более прозрачное ценообразование и более короткие сроки подготовки аукционов.  Только так стартапы смогут конкурировать с мэтрами рынка, которым бросают вызов.

Антон Иншутин

Forbes Contributor