Invest-rating.ru
Поиск

«Второй хлеб» в ближайшие годы может взлететь в цене

Обновлено

Прогнозировать стоимость картофеля – все равно что гадат на кофейной гуще. На рынок влияют не только погодные факторы и непредсказуемые болезни семян и клубней. Помимо известных холдингов, кооперативов и организованных фермеров в картофельном севообороте участвуют нигде не зарегистрированные частники, сообщает «Свободная Пресса».

«…Сельскохозяйственные предприятия производят всего лишь 13% картофеля, фермерские хозяйства — 7%, — сообщила Ирина Фокша на страницах журнала „Агротехника и технологии“. – Остальные же 80% приходятся на личные подсобные хозяйства населения. Это одна из особенностей российского рынка картофеля, которая является большой проблемой».

 

Именно поэтому следует скептически относиться к нынешним победным данным Росстата, который еще в 2013 году признал пробелы с отчетностью по этой культуре. В реальности относительно точными являются сведения об урожае, которые предоставляют холдинги и индивидуальные предприниматели.

Как указано в материале, основной проблемой отечественного картофелеводства является низкое качество семенного материала. Из-за дороговизны проверки ндивидуальному предпринимателю или самозанятому хозяйственнику практически невозможно оценить качество семян, особенно в провинции или в глубинке. Вот и получается, что средний российский картофелевод с большой долей вероятности купит зараженный продукт. Между тем тля, вызванная вирусами, резко снижает урожайность и сказывается на созревании картофеля. Ну а там по цепочке — низкий доход, просроченная кредитная задолженность, банкротство, нищета, личная трагедия. Да и казна остается «с носом» — без налогов

Конкурировать с агрохолдингами фермеры, самозанятые картофелеводы, огородники и дачники уже не могут, хотя именно они обеспечивают 87% российского товарного картофеля. Логично, что многие небольшие частники, которые выжили в 2015 году, разорятся в ближайшее время и навсегда уйдут с рынка, проклиная Минсельхоз, который не защитил их от несправедливой конкуренции и засилья контрафакта. Вмести с ними, само собой, деградирует и национальная селекция.

Сейчас никто не возьмется предсказать рост стоимости товарного картофеля на полках супермаркетов. Ясно одно: если с позиции протекционизма не возродить отечественное производство семенного картофеля и не истребить контрафакт, то «второй хлеб» очень скоро подорожает в разы.