Вс, 27 сентября 2020

Побочный эффект коронавируса: роботы идут

16 апреля 2020   Здоровье

Все кризисы приводят к смене технологий, социального устройства и культуры. Стартовавший сезон отчетности, помимо снижения показателей прибыльности в различных секторах промышленности, наглядно демонстрирует рост результатов дистанционной сферы услуг. Многие компании адаптируют свои стратегии к реалиям, появляются новые тенденции, происходит смена технологий.

Ограничения, наложенные на социальные контакты — социальное дистанцирование и изоляция — уже проявили две тенденции:

  • Многие компании позволили сотрудникам работать удаленно
  • Нарастают процессы автоматизации благодаря все более мощным роботам и компьютерам

В 2017 г. было опубликовано широко цитируемое исследование Оксфордского университета «Будущее занятости: насколько восприимчивы рабочие места к компьютеризации?», в котором был проведен расчет доли рабочих мест, которые технически можно автоматизировать в течение следующих 15 лет. Была оценена вероятность компьютеризации для 702 профессий, изучено влияние на результаты рынка труда США, выявлены рабочие места, наиболее подверженные риску.

Йоханнес Моениус, директор Института пространственного экономического анализа в University of Redlands, используя это исследование, рассчитал риски занятости и заработной платы для таких отраслей. 

По его оценке, около 54% всех рабочих мест в США занято в отраслях, классифицированных Министерством национальной безопасности как важные. 67% из них, что соответствует 52% заработной платы, подвержены автоматизации. Таким образом, именно низкооплачиваемая работа подвергается наибольшему риску. Для сравнения, на отрасли с высоким уровнем производства приходится 46% рабочих мест (при этом некоторые из них совпадают с основными отраслями), а 57% из них являются уязвимыми.

Наибольшие риски «социальное дистанцирование» несет секторам, связанным с прямыми контактами между людьми: общественное питание, розничная торговля и отдых. В подтверждение результатов оксфордского исследования, эксперт резюмирует, что должна быть технология, позволяющая автоматизировать 86% рабочих мест в ресторанах, 76% рабочих мест в розничной торговле и 59% рабочих мест в сфере отдыха и развлечений к 2035 г.

Помочь «иммунизировать» экономику от будущих пандемий может широкая автоматизация и использование роботов. В текущих условиях это становится несомненно, как и то, что эта тенденция будет лишь ускоряться и станет разрушительной для множества рабочих мест.

Наибольшее значение тренд приобретает для двух отраслевых групп, которые оказались в центре внимания:

  • важнейшие отрасли, в том числе крупные части производственно-сбытовой цепочки,
  • отрасли с прямым контактом с клиентами, также называемые отрасли с высоким уровнем взаимодействия.

Согласно исследованию, эти категории частично совпадают: например, около половины отраслей с высоким уровнем взаимодействия входят в перечень необходимых.

Всего два года назад Йоханнес Моениус утверждал, что многие из рабочих мест с прямым контактом с клиентом, скорее всего, не будут автоматизированы, поскольку клиенты ценят личный контакт. Теперь предпочтения и поведение потребителей могут измениться.

Вследствие COVID-19 многие отрасли, особенно те, кто серьезно пострадал, меняют свои стратегии, считает исследователь. Теперь, когда компании, особенно крупные, рассматривают возможность повторного найма, они дважды подумают, может ли конкретная работа выполняться машиной.

Роботы становятся более способными с каждым часом и дешевле с каждой минутой. Преимущества стоимости будут усилены восприятием риска. И эти преимущества на стороне роботов.

Некоторые технологии уже находятся на продвинутых этапах тестирования или уже доступны. Как только Amazon.com начнут лицензировать свою технологию Amazon Go, розничная торговля, в известном сегодня формате, будет ограничена небольшими магазинами, и то, если они смогут выжить.

Ford Motor работает над прототипом фургона, который включает в себя и робота, доставляющего посылки от автомобиля до двери. Компания нацеливается на многомиллиардный рынок.

ABB уже установили более 400 000 промышленных роботов, по некоторым оценкам, заменив более 2 млн рабочих.

Starbucks делает киоски самообслуживания и интеллектуальные кофейные станции, чтобы предложить возможность тем, кто хочет избежать прямого контакта. Робот-бариста и станции самообслуживания переместятся из офисных помещений в общественные места, что сократит количество обычных кафе, управляемых бариста.

Внешние факторы подкрепляются и возникшими в настоящее время тенденциями. Йоханнес Моениус, директор Института пространственного экономического анализа выделяет следующие тренды, указывающие на ускоренное использование технологий автоматизации:

  • сверхнизкие процентные ставки
  • крупные сектора промышленности с низкой добавленной стоимостью на одного работника с повторяющимися задачами,
  • экспоненциальный рост патентов, связанных с искусственным интеллектом,
  • низкие ставки корпоративного налога и фирмы венчурного капитала, которых интересует автоматизация процессов (а именно, роботов и машин).

Потенциал рынка — 50 млн рабочих мест в основных отраслях промышленности, которые могут быть автоматизированы, и заработная плата более $1,5 трлн в год.

Естественно, потребуются капитальные затраты, однако после этого компании смогут сосредоточиться на технологиях, которые защищают основные отрасли промышленности, включая цепочки поставок, от следующей вирусной атаки. Также это работает в случае удовлетворения потребностей тех клиентов, которые в принципе предпочитают социальное дистанцирование, что характерно для цифрового поколения Z. Эксперт полагает, что в течение следующих 3–5 лет новые тенденции проявятся в основных отраслях промышленности.

Последние десятилетия технологии правили трендами. Теперь коронавирус вызвал шоки спроса и предложения. Компании, которые не будут снижать уязвимость перед потенциальными пандемиями, могут оказаться в невыгодном положении.

Изменятся и требования к работникам. Чтобы соответствовать новым требованиям потребуется «обновление» навыков:

  • опыт взаимодействия человек-машина/робот;
  • социальная компетентность и коммуникабельность;
  • креативность;
  • критическое мышление;
  • способность к комплексному решению проблем.

Источник

Рекомендованные материалы по теме