Пн, 18 октября 2021

Ливийский кризис НАТО: без Норвегии и Италии

4 Авг 2011  

Война в Ливии лишний раз продемонстрировала уязвимые места Североатлантического альянса. В первую очередь — отсутствие единства. Свое участие в операции прекратила Норвегия, на том же пути Италия. Напомним, что в начале апреля США прекратили бомбардировки ливийской территории, и поэтому основная нагрузка в нелегком деле демократизации легла на плечи европейских членов НАТО.

Участвовавшие в агрессии американские боевые самолеты (90 единиц) составляли почти половину задействованных против Каддафи сил. Остальные 109 были предоставлены прочими союзниками альянса. Наибольший после американцев вклад в бомбардировки внесла Франция (33 боевых самолета), далее Великобритания (17 самолетов), Италия (16), Канада (11). Турция и Нидерланды предоставили по семь крылатых машин, Испания, Бельгия и Норвегия — по шесть, Дания — четыре и два — Греция.

Руководство НАТО принимало титанические усилия для создания антиливийской коалиции. Однако “гора родила мышь”. К участию в агрессии против Ливии удалось привлечь лишь Иорданию, Эмираты и Катар. Правда, практической пользы от этого было немного, поскольку эти арабские страны пожертвовали на алтарь ливийской демократии в общей сложности лишь несколько боевых самолетов, причем один из них, иорданский F-16, быстро вышел из строя.

Вполне ожидаемым было то, что противники Каддафи в качестве причин падения F-16 называли “технические неполадки”, тогда как источники из Триполи уверяют, что он был сбит огнем ливийской ПВО.

На этом фоне поведение норвежских и итальянских союзников по НАТО заставляет задуматься о том, кто заполнит возникший вакуум. По информации представителя норвежской армии полковника Петтера Линдквиста, всего за время своего участия в агрессии против Ливии Норвегия осуществила 589 боевых самолетовылетов. Таким образом, шесть норвежских F-16 выполнили 10 процентов всех боевых вылетов альянса против Каддафи. Напомним, что ранее Осло объясняло свое бегство с поля боя дороговизной операции. Кроме того, по словам главы норвежского оборонного ведомства, “у ВВС Норвегии небольшой авиапарк, и страна не может позволить себе длительное участие большого количества истребителей” в подобных операциях.

Читайте также: Рар: НАТО готово к наземной войне в Ливии

Но куда более негативное влияние на исход операции вызывает поведение Италии, которая предоставила в распоряжение НАТО третью по численности авиационную группировку. Сейчас итальянское участие в операции, по сути, номинальное. После того как 7 июля 2011 года правительство страны урезало финансирование операции против Ливии на две трети, итальянские боевые самолеты резко ограничили участие в бомбардировках Ливии. По информации из Рима, сейчас помощь Италии в борьбе с режимом Каддафи сводится в основном к разведывательным полетам и предоставлению авиации альянса своих военно-воздушных баз.

Итальянские СМИ в числе главных причин, заставивших Рим отказаться от дальнейшего участия в агрессии, называют трусость Берлускони, которому, по старой итальянской традиции, победы на любовном фронте даются куда легче, чем в настоящих сражениях. “В опасности не только моя жизнь, но и жизнь моих детей. Я получил информацию из достоверных источников о том, что Каддафи дал приказ убить меня”, — пожаловался итальянский премьер журналистам.

В самом альянсе бегство Италии и Норвегии стараются особенно не замечать. Однако это получается довольно плохо. Руководство НАТО уверяет, что бомбардировки Ливии продолжатся.

Рекомендованные материалы по теме