Рейтинг инвестиционных инструментов – Все инвестиции в одном рейтинге   
Вторник, 13 ноября
Медиа партнеры и спонсоры
           

История успеха, или Привлечение прямых иностранных инвестиций в Китай

12 августа, 2016

Успехи КНР в привлечении иностранных инвестиций считаются одним из основных факторов, обеспечивших быстрые темпы роста китайской экономики в последние два десятилетия. С 1993 г. Китай является крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) среди развивающихся стран. В прошлом году по объему привлеченных ПИИ Китай впервые опередил США, став, таким образом, крупнейшим мировым импортером прямых иностранных инвестиций. 

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ


Благодаря политике КНР, направленной на стимулирование прямых иностранных инвестиций, параллельно установившей ограничения на другие формы иностранных капиталовложений, возникла уникальная структура внешнего финансирования китайской экономики, значительно отличающаяся от других развивающихся стран. Основным источником внешнего финансирования китайской экономики являются ПИИ, на долю которых приходится около 69% всех иностранных инвестиций, поступивших в КНР. При этом на две другие формы внешнего финансирования - кредиты и портфельные инвестиции приходится лишь 26 и 5% накопленных иностранных капиталовложений.

Структура внешнего финансирования КНР за годы проведения политики "реформ и открытости" претерпела кардинальные изменения. В период с 1979 по 1991 г. основной формой иностранных инвестиций были кредиты, на их долю пришлось около 66% из почти 80 млрд долл., привлеченных в Китай из-за рубежа. В период с 1992 по 2001 г. накопленная сумма иностранных инвестиций увеличилась более чем в 7 раз, достигнув 568 млрд долл. Основной вклад в рост объемов внешнего финансирования внесли ПИИ, доля которых составила 77% всех иностранных инвестиций, поступивших в этот период.

В сравнении с развивающимися странами Латинской Америки и Азии в Китае доля ПИИ в структуре внешнего финансирования существенно выше, соответственно роль портфельных инвестиций значительно меньше. Доминирование в структуре внешнего финансирования ПИИ стало одним из основных факторов, позволивших Китаю относительно безболезненно преодолеть последствия азиатского финансового кризиса 1997 г.

Из-за того, что основным источником внешнего финансирования являются ПИИ, размер внешнего долга Китая сохраняется на сравнительно низком уровне. На конец 2002 г. общая сумма внешнего долга КНР составила 168,5 млрд долл., или 14% ВВП. Бремя обслуживания внешнего долга не превышает 10% суммы годового экспорта, позволяя Китаю безболезненно осуществлять погашение и обслуживание своих обязательств перед зарубежными кредиторами. 

Большой объем накопленных ПИИ обусловливает значительные размеры репатриируемой иностранными инвесторами прибыли. Существенная часть полученной предприятиями с участием иностранного капитала (ПУИК) прибыли в дальнейшем реинвестируется, становясь, таким образом, составной частью поступающих иностранных капиталовложений. Согласно данным платежного баланса на реинвестирование прибыли ПУИК приходится около четверти поступающих в КНР прямых иностранных инвестиций. В будущем репатриируемая прибыль и дивиденды могут стать значительным источником оттока капитала из китайской экономики.

Ежегодно с 1990 по 2000 г. (за исключением 1993 г.) КНР демонстрировала профицит по счету текущих операций благодаря значительному профициту торгового баланса. По счету движения капитала в этот период (исключая 1998 г.) также отмечался профицит. Таким образом, платежный баланс ежегодно сводился с профицитом, что вело к росту золотовалютных резервов. В то же время общая сумма притока капитала превышала суммы оттока капитала и увеличения валютных резервов, в связи со значительным размером денежных средств, приходящихся в платежном балансе на статью "Ошибки и пропуски". С 1991 г. на статью "Ошибки и пропуски" пришлось 6 млрд долл., в 1995 г. - уже 17 млрд долл., в последующем этот показатель стабилизировался, составив в 1998 г. ту же сумму, после чего наметилась тенденция его плавного снижения. В 2001 г. объем денежных средств по статье "Ошибки и пропуски" составил 4,9 млрд долл. Основной причиной возникновения ошибок и пропусков в платежном балансе считаются контрабандный импорт и нелегальный отток капитала. В 2002 г. впервые было отмечено положительное значение в строке "Ошибки и пропуски", составившее 7,9 млрд долл., что стало свидетельством наметившегося процесса репатриации ранее вывезенного капитала, а также снижения объемов его утечки. 

Первоначально иностранные инвестиции поступали в основном в экспортоориентированные отрасли китайской экономики, а также в сектор недвижимости и разведку шельфовых нефтяных месторождений. Развитие экспортноориентированных предприятий привело к возникновению большого числа сборочных ("отверточных") производств на территории свободных экономических зон, учредителями которых выступали инвесторы из Гонконга и Тайваня. 

В период с 1992 по 1997 г. рост капиталовложений из-за рубежа приобрел лавинообразный характер. В 1992 г. размер ПИИ составил 11 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 2,51 раза. Инициированное Дэн Сяопином весной 1992 г. ускорение экономических преобразований (после инспекционной поездки на юг Китая) привело к принятию новых мер, стимулировавших приток иностранных инвестиций. В частности, резкому росту поступления иностранных инвестиций способствовало начавшееся постепенное открытие внутреннего рынка для ПУИК, а также либерализация доступа в ранее закрытые секторы - так в качестве эксперимента была разрешена в ограниченном режиме деятельность в розничной торговле и финансовой сфере. Проводимая в этот период макроэкономическая политика, стимулировавшая ускорение экономического роста, вместе с девальвацией юаня в 1992-1994 гг. также благоприятствовала увеличению притока ПИИ. В 1997 г. приток ПИИ достиг 45 млрд долл.

Важная роль в привлечении прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику принадлежит свободным экономическим зонам (СЭЗ). Первые СЭЗ появились в Китае вскоре после начала экономических реформ. На территории СЭЗ был установлен либеральный режим проведения внешнеторговых операций и возникли льготные условия налогообложения, обеспечившие приток зарубежных и внутренних инвестиций. Следует отметить, что основным источником инвестиций в китайские СЭЗ являются средства резидентов.

 В дополнение к налоговым и внешнеторговым льготам привлекательность СЭЗ повышалась за счет большей независимости созданных на их территории предприятий от решений государственных чиновников, более либеральных трудовых отношений и упрошенного режима землепользования.

В начальный период реформ важной отличительной особенностью СЭЗ от других районов Китая являлась децентрализация принятия инвестиционных решений, позволявшая осуществлять различные проекты вне рамок государственного плана. Местные органы власти СЭЗ могли самостоятельно предоставлять льготы иностранным инвесторам. Им также было делегировано право финансирования строительства инфраструктурных и других проектов за счет привлечения кредитов расположенных в СЭЗ банков, из прибыли находившихся полностью или частично в их собственности предприятий и из бюджетных источников.

Преференциальный режим деятельности предприятий на территории СЭЗ сочетался долгое время с существенными ограничениями в области валютно-обменных операций и в плане доступа на внутренний рынок. Эти ограничения выступали в качестве сдерживавших иностранные инвестиции факторов, способствуя тем самым притоку средств в основном в экспортоориентированные отрасли. 

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПИИ


Правительство КНР широко использует предоставление налоговых льгот для стимулирования иностранных инвестиций, однако действует при этом избирательно, поощряя вложения средств в определенные территории и отрасли. ПУИК освобождены от выплаты налога на прибыль в первые годы деятельности, в последующем они пользуются пониженной ставкой налога. Кроме того, им предоставляется полное освобождение от налога на прибыль средств, реинвестируемых в предприятие. ПУИК пользуются льготами на импорт оборудования и технологий - пошлины и НДС при их ввозе не выплачиваются. Операции по репатриации капитала и переводу прибыли не ограничиваются. Режим налогообложения ПУИК в СЭЗ имеет более льготный характер по сравнению с остальными районами Китая. Также более привлекательные условия деятельности предоставляются экспортоориентированным и высокотехнологичным предприятиям. 

В 1994 г. в КНР была введена новая система налогообложения, унифицировавшая налоговый режим для местных предприятий и ПУИК. Тогда же было принято решение о постепенном уменьшении льгот по налогообложению ПУИК, с тем чтобы уравнять условия деятельности для всех типов предприятий. В соответствии с этой политикой льготы по налогообложению ПУИК будут последовательно уменьшаться, и в дальнейшем ожидается их упразднение.

ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУИК


До 1978 г. ПИИ в КНР были жестко ограничены. С началом реформ инвестиционный режим подвергся постепенной либерализации, и была создана достаточно проработанная законодательная база для осуществления ПИИ. 

Принятый в 1979 г. закон о совместных предприятиях, использующих китайские и иностранные инвестиции, создал условия для создания и функционирования первых ПУИК. Закон, состоявший всего из 15 статей, носил общий характер и, по сути, создавал лишь рамочные условия функционирования ПУИК. Многие важнейшие положения, такие как налогообложение, доступ на рынок, валютно-обменные операции, трудовые отношения и многие другие, либо вообще не затрагивались в законе, либо их формулировки носили туманный и поверхностный характер. В 1986 г. вступил в силу Закон о предприятиях, капитал которых полностью сформирован за счет иностранных инвестиций, официально позволивший создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам за пределами СЭЗ. Наибольшие льготы при этом получили предприятия, использующие передовые технологии и экспортоориентированные компании. Принятые в 1988 г. поправки к закону о совместных предприятиях и к правилам, регламентирующим деятельность предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, значительно расширили нормативную базу функционирования ПУИК. Эти поправки отменили, в частности, требование о том, что глава совместного предприятия должен назначаться китайской стороной, а также обеспечили защиту от национализации иностранных капиталовложений. Вступившее в силу в 1995 г. временное положение о регулировании направления иностранных инвестиций установило четыре категории ПИИ - поощряемые, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные. Принятие этого нормативного акта было направлено на стимулирование более широкого распределения ПИИ по территории Китая и с целью обеспечения притока капитала в определенные отрасли - инфраструктурные, экспортоориентированные, высокотехнологичные, а также в сельское хозяйство. Ограничение или запрет иностранных инвестиций распространяются на проекты, предусматривающие широкое использование дефицитных ресурсов, создающие конкуренцию национальным производителям или государственным монополиям, использующие отсталые технологии, а также имеющие потенциальную угрозу для национальной безопасности и окружающей среды. 

Участие иностранного капитала в определенных отраслях китайской экономики жестко ограничено. В частности, в ряде отраслей китайской стороне должна принадлежать контрольная доля участия в совместном предприятии, в некоторых отраслях запрещено создание предприятий, капитал которых полностью сформирован иностранными инвесторами. К числу отраслей с ограничиваемым участием иностранного капитала относятся в основном инфраструктурные объекты - аэропорты, атомные электростанции, нефте- и газопроводы, метро, железнодорожный транспорт и водоснабжение. Жесткие ограничения наложены на ПИИ в стратегически важных отраслях, таких как аэрокосмическая, военно-промышленная, автомобильная, добывающая, нефтехимическая, полиграфическая, спутниковая связь, производство вакцин, медицинское обслуживание и туризм.

Юридическая и организационная база функционирования ПУИК прошла длительный период развития. В настоящее время существуют три основные организационно-правовые формы ПУИК - совместное акционерное предприятие, совместное кооперативное предприятие и предприятие со 100%-ным иностранным капиталом. 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПИИ


Быстрый рост иностранных капиталовложений в экономику КНР сопровождался значительными изменениями географической структуры их происхождения. В 80-е гг. XX в., когда общий объем ПИИ был сравнительно небольшим, основными инвесторами выступали компании трех стран - Гонконга, Соединенных Штатов и Японии. В общем объеме накопленных в период с 1979 по 1991 г. инвестиций на их долю пришлось 57,17; 10,31 и 7,53% соответственно. Постепенно по мере продвижения экономических реформ и укрепления доверия инвесторов географическая структура происхождения ПИИ стала значительно более диверсифицированной. Тем не менее доминирующее положение стран Юго-Восточной Азии в качестве основного источника происхождения ПИИ в Китай еще более укрепилось. Соответственно произошло уменьшение доли промышленно развитых стран до 25%.

 Следует отметить, что идентификации ПИИ по странам происхождения достаточно условны, ввиду того, что Гонконг часто используется в качестве своеобразного моста, через который осуществляются инвестиции. К тому, же значительная часть поступающих через Гонконг инвестиций на самом деле является капиталом, нелегально ввезенным из Китая. Привлекательность использования так называемых "круговых схем" заключается в том, что средства, выведенные в Гонконг, затем инвестируются в пользующиеся льготами ПУИК. По некоторым оценкам, на "круговые схемы" пришлось около четверти всего объема ПИИ, поступившего в Китай в 1992 г.

Еще одним фактором, определяющим лидерство Гонконга в качестве основной страны происхождения ПИИ, является то, что зарегистрированные в этом ОАР (особом административном районе) компании используются предприятиями-резидентами КНР для получения листинга на Гонконгской фондовой бирже. Затем эти компании привлекают средства, осуществляя размещение акций (получивших название "красных фишек") или долговых ценных бумаг на бирже, которые впоследствии инвестируются в предприятия на территории КНР. Гонконг также нередко выступает в роли финансового посредника между КНР и остальным миром, обслуживающего потоки инвестиционного капитала. В результате ПИИ из Гонконга включают капиталы, поступившие из других стран для последующего инвестирования на территории КНР. В качестве посредника Гонконг нередко используют тайваньские компании, на инвестирование средств которыми в Китай правительством Тайваня наложены ограничения. Западные компании также пользуются посредническими услугами Гонконга, позволяющими получить дополнительные преимущества за счет имеющегося у гонконгских компаний большого опыта работы в КНР. Следует отметить, что достаточно сложно определить, какая часть инвестиций, поступающих в Китай из Гонконга, на самом деле является "гонконгским капиталом", а какая происходит из "третьих стран".

Цели, которые преследуют инвесторы, осуществляющие капиталовложения на территории КНР, разнятся в зависимости от страны происхождения - азиатские компании в большей мере ориентируются на дешевизну рабочей силы и вкладывают средства в основном в экспортоориентированные отрасли. При этом они стремятся сохранить свою конкурентоспособность на мировом рынке за счет переноса в Китай интенсивных трудоемких производств, что позволяет добиться снижения себестоимости производимых товаров. Европейские и американские компании при принятии решений об осуществлении капиталовложений в КНР больше руководствуются привлекательностью обширного внутреннего рынка, направляя инвестиции преимущественно в капиталоемкие отрасли. Их главной целью является закрепление на перспективном китайском рынке.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПИИ ПО ТЕРРИТОРИИ КНР


Предприятия с участием иностранного капитала расположены на всей территории Китая, однако подавляющая часть накопленного объема ПИИ приходится на три приморские провинции - Гуандун, Цзянсу, Фуцзянь и крупнейшие города - Шанхай, Пекин и Тяньцзинь. В совокупности доля приморских районов в общем объеме накопленных инвестиций составляет около 90 %. Среди основных преимуществ приморских районов в сравнении с внутренними можно выделить следующие: удобный доступ к мировым рынкам, развитую транспортную инфраструктуру и более высокую квалификацию рабочей силы. Кроме того, в приморских районах создан более благоприятный режим деятельности ПУИК благодаря динамично развивающемуся частному сектору и либерализации условий ведения бизнеса. Более того, опережающие темпы развития приморских районов обеспечивают иностранным инвесторам доступ на общинные и быстро развивающиеся рынки сбыта.

Неравномерное распределение иностранных инвестиций по территории КНР стало одним из основных факторов, которые определили географические диспропорции в экономическом развитии, проявившиеся в значительном отставании западных и центральных провинций от приморских районов. 

 Наиболее наглядное представление о диспропорциях в распределении иностранных инвестиций по территории Китая дает показатель величины ПИИ на душу населения. Особый интерес представляет также динамика изменения этого показателя. В 1983 г. накопленный объем поступивших ПИИ на душу населения в восточных районах составил 1,83 долл., в центральных - 0,02 долл., в западных - 0,015 долл., т.е. в восточных районах значение этого показателя превышало значение в центральных и западных провинциях в 9,5-91,5 и 12,2 раза соответственно. К 1999 г. объем накопленных поступивших ПИИ в расчете на душу населения достиг в приморских районах - 7,4 долл., в центральных - 8,62 долл. и в западных - 3,96 долл., тем самым подушевое поступление иностранных инвестиций в восточные провинции превысило соответствующие показатели в центральных и западных провинциях в 8,3 и 18 раз. 

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПИИ


За последние два десятилетия отраслевая структура распределения иностранных инвестиций претерпела существенные изменения. В начале 80-х гг. ХХ в. ПИИ были сосредоточены в основном в трудоемких отраслях (преимущественно в легкой промышленности) и секторе недвижимости. К началу 90-х гг. ХХ в. ПИИ охватили практически все отрасли китайской экономики. По данным Ministry of Foreign Trade and Economic Cooperation (Statistics on FDI in China. Beijing. 2001), на начало 2000 г. на промышленность и сферу услуг приходилось 60,87 и 37,31% всего объема контрактных ПИИ соответственно. Основной объем иностранных инвестиций в сфере услуг был по-прежнему сконцентрирован в секторе недвижимости - 23,6% всего объема контрактных ПИИ.

В 90-е гг. ХХ в. основными получателями иностранных инвестиций были обрабатывающие отрасли промышленности и сектор недвижимости. Изменения в поступлениях иностранных инвестиций в два эти сектора являлись основной причиной перестраивания отраслевой структуры распределения ПИИ. В начальный период реформ в 1979-1986 гг. иностранные инвестиции были сконцентрированы в основном в сфере услуг - в секторе недвижимости, а также в разведке шельфовых нефтяных месторождений. На сферу услуг пришлось около 70% всего накопленного объема ПИИ в этот период. С 1993 г. наметился процесс постепенного снижения доли сектора недвижимости - в 2000 г. на него пришлось лишь 8,4% всех контрактных ПИИ. Противоположные тенденции в это же время наблюдались в динамике изменения доли промышленности - в общем объеме контрактных ПИИ ее доля снизилась с 80,95% в 1991 г. до 56,53% в 1992 г. и 46,0% в 1993 г. Затем началось постепенное усиление роли промышленности в качестве основного получателя иностранных инвестиций - в 2000 г. на промышленность пришлось 71,8% контрактных ПИИ. Также одной из основных причин высокой концентрации ПИИ в секторе недвижимости являются жесткие ограничения на иностранные инвестиции в ряд отраслей сферы услуг: банковскую систему, страхование, оптовую и розничную торговлю. Зарубежные капиталовложения в эти отрасли разрешены в экспериментальном порядке и имеют жесткие географические ограничения.

В распределении иностранных инвестиций внутри обрабатывающей промышленности также произошли значительные изменения. В течение 80-х гг. ХХ в. ПИИ были сконцентрированы в основном в трудоемких отраслях - текстильной и производстве одежды. С 1992 г. наметился процесс увеличения доли ПИИ, поступающих в капиталоемкие и технологичные отрасли - в химическую, машиностроительную, электронную, телекоммуникационную и автомобилестроение. Во второй половине 90-х гг. основной фокус иностранных инвестиций переместился с трудоемких отраслей в сектор информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Несмотря на огромные размеры привлечения внешнего финансирования - как в относительных, так и в абсолютных величинах, все же не стоит преувеличивать роль иностранных капиталовложений в развитии китайской экономики. На конец 2001 г. общий объем иностранных инвестиций в КНР достиг 568,4 млрд долл., что соответствует 49% ВВП. Однако если посмотреть на вклад иностранных инвестиций в общий объем произведенных капиталовложений в китайскую экономику, его доля окажется весьма незначительной. В период с 1981 по 2001 г. доля иностранных инвестиций в структуре произведенных капиталовложений колебалась от 3,6 до 11,8%. При этом основным источником капитала являлись внутренние ресурсы, мобилизуемые через банковскую систему, государственный бюджет, а также непосредственно самими предприятиями сбережения. Следует отметить, что для Китая характерен крайне высокий уровень сбережений, доля которых в ВВП в годы реформ стабильно сохранялась в диапазоне 35-40%. 

Таким образом, иностранные инвестиции играют довольно скромную роль в качестве источника капиталовложений в экономике КНР. В то же время ПИИ стали основным фактором быстрого экономического развития ряда территорий (прежде всего приморских провинций) и отраслей, являющихся "локомотивами" роста для всей китайской экономики. ПУИК выступают в качестве важного источника поступления новых технологий и передового опыта в КНР, способствуют повышению квалификации рабочей силы, формированию благоприятного делового климата, а также интеграции китайской экономики в мировое хозяйство.


Ссылка на источник  

15 августа, 2016

США, Германия и Великобритания наращивают объемы прямых инвестиций в Китай

По итогам семи месяцев 2016 года объем прямых зарубежных инвестиций в китайскую экономику вырос на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 491,5 млрд юаней ($77,1 млрд)...

11 августа, 2016

Региональные аспекты формирования инвестиционного климата и инвестиционной политики Китая

Во втором десятилетии XXI века, в условиях жесткой международной конкуренции, и дефицита собственных финансовых ресурсов, для подавляющего большинства стран мира актуальной задачей является привлечение и эффективное использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ)...

11 августа, 2016

Рынок, где не ждали: поддерживают ли китайские банки санкции против России

Накануне Петербургского экономического форума, где главными иностранными участниками второй год подряд стали китайские товарищи, пошли тревожные слухи о введении Китаем негласных санкций против России. ...

30 июня, 2016

Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики

Президент Российской Федерации В.В.Путин по приглашению Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина 25 июня 2016 года посетил Китайскую Народную Республику с официальным визитом...

15 июня, 2016

Торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией вступает в «период стратегической регулировки»

Хотя торговый оборот между Китаем и Россией за последний год сократился на 28,6 проц, это не стоит воспринимать в пессимистическом ключе, надо видеть в этом результат выхода торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией в «период стратегической регулировки» в связи с новыми условиями...



Поделиться материалом: