Invest-rating.ru
Поиск

Почтовые марки: окупаемость и инвестиции

Обновлено

То, что вкладывать деньги можно не только в живопись и антиквариат, давно знают филателисты во всем мире. самые дальновидные скупают русские и советские марки: судя по результатам аукционов, именно они имеют самый большой рыночный потенциал. Перспективы и принципы инвестирования в марки анализирует Александр Коляндр.

Торговый дом Stanley Gibbons, расположенный на улице Стрэнд в пяти минутах ходьбы от Трафальгарской площади, заговорил по-русски. В конце прошлого года он высадил десант в Москву, доставив туда не только собственно марки, но и свой главный продукт: идею инвестирования в маленькие клочки бумаги с зубчиками или без. Загибая длинные холёные пальцы, глава компании Ричард Пуркис перечисляет все преимущества марок для инвестора: «В пересчёте на вес они самый ценный товар в мире, дороже золота. Последние четверть века цены на них неуклонно растут, по естественным причинам предложение на рынке старых марок не увеличивается. Ликвидность рынку обеспечивают 30 млн коллекционеров, а по объёмам продаж на Интернет-аукционе е-Вау марки заняли третье место».

При этом Ричард Пуркис признает вторичность вложений в марки: «Не надо вкладывать в них десятки тысяч фунтов, пока у вас нет дома, страховки жизни и пенсионного плана». Однако когда первичные потребности удовлетворены, разумность инвестирования в марки очевидна. Пуркис выкладывает на стол типичный, по его словам, инвестиционный портфель, предлагаемый компанией Stanley Gibbols клиентам.

Это негашёный «чёрный пенни» 1840 года, два негашёных же однофунтовика с Эдуардом VII 1902 года и Георгом V 1931 года и пяти фунтовая «Виктория» с печатью. В 1999 году эти четыре марки стоили 8250 фунтов. Сегодня 13 200 фунтов. Прирост в цене более 60%. Выводы из этой статистики сделали не только зарубежные коллекционеры: Ричард Пуркис счастливым шепотком сообщает мне, что среди клиентов компании есть и «один очень богатый человек из России, имя которого иногда встречается в газетах и который ежегодно тратит несколько десятков тысяч фунтов только в нашем магазине».

Что почём

Инвестиции в марки могут показаться лишёнными логики и весьма рискованными. Оценочные критерии субъективны, если их сравнивать, например, с критериями, которые в ходу на рынке акций, Stanley Gibbons несколько лет назад решила навести порядок и составила своего рода биржевой индекс, отслеживающий колебания цен на сто самых популярных марок в мире – 5С100. По словам финдиректора компании Майка Холла, в этот индекс не входят самые дорогие в мире марки, цены на которые могут достигать нескольких тысяч фунтов, чьи владельцы известны по именам, а передвижения из коллекции в коллекцию крайне редки.

В этот топ-100 самых востребованных покупателями знаков почтовой оплаты входят первая в мире марка, британский «черный пенни», синий трёхпенсовик с королевой Викторией, серия Фолклендских островов 1933 года, гонконгская марка 1891 года, выпущенная к юбилею царствования Виктории и американский десятицентовик 1847 года. Ни одной русской марки в индексе пока нет. За последние пять лет ценность верхней десятки списка выросла на 71%, а сам индекс поднялся в 2003 году на 15%. Рынка марок не коснулся обвал котировок на биржах мира 2000-2001 годов, азиатский кризис 1997 1998 годов, крах рынка недвижимости начала 1990-х.

В чём причины «непотопляемости» и постоянного дорожания марок? У экономистов есть целая теория на этот счет. По их мнению, кредитные деньги рекордно дёшевы и наводняют мир ликвидностью. В давние времена это вызвало бы рост цен на потребительские товары и услуги, что съело бы избыток денег. Однако развивающиеся страны (Китай, Индия, Юго-Восточная Азия) дали возможность производить почти всё относительно дёшево, а развитие информационных технологий не даёт подняться ценам на услуги. В результате дорожает всё то, что трудолюбивые китайцы произвести не могут: дома, живопись, антиквариат. И, разумеется, старые марки.

Филателия с русским акцентом

При том что среди филателистов были и есть богатейшие люди планеты (в том числе королева-мать, ныне покойная), в основном это занятие верхней части среднего класса. Именно средний класс и обеспечивает ежегодный оборот марок в мире на 10 млрд фунтов. Он покупает и продаёт их на Интернет-аукционах, через большие и маленькие магазины по всему миру, в своих клубах и старым добрым способом всех коллекционеров через знакомых. Изрядную часть этого потока составляют русские и советские марки. По мнению экспертов, сегодня в России есть всё, что нужно для успешного бизнеса на филателии: богатеющий средний класс и высокий уровень образования потенциальных клиентов. Плюс давние филателистические традиции. Плюс мода: именно в секторе русских и советских марок сегодня происходят чудеса.

Первая русская марка появилась 10 декабря 1857 года. Коричневый прямоугольник с имперским орлом по центру на синем овале, без зубцов, с водяным знаком и без почтового штемпеля американский каталог Scott (самый популярный среди коллекционеров) оценивает в $12 500. В зависимости от состояния и вида гашения цена может колебаться от нескольких сот до нескольких тысяч долларов. Несколько дореволюционных марок с ошибками печати (перевёрнутые орлы, смещённые цвета) и недостатками перфорации также стоят не дешевле хорошего подержанного автомобиля.

По числу дорогих и редких марок СССР чемпионом следует признать десятилетие 1926-1936. Именно оттуда родом полная тайн и легенд история марки «Леваневский с надпечаткой» (дошедшая даже до литературы: инопланетяне в одном из рассказов Кира Булычева изготавливают «молекулярную» копию марки к вящей радости героя-коллекционера). В 1935 году вышла серия марок, посвящённых первым героям СССР челюскинцам и вызволявшим их изо льдов Арктики лётчикам. В этот период печатается 35-копеечная марка «лётчик Леваневский», которую, по слухам, дарил Сталин страстному коллекционеру Рузвельту на день рождения во время войны. Сегодня Scott оценивает эту марку в $20 000, советские каталоги ставили в графе цены стыдливый прочерк, а более поздние российские ограничивались эвфемизмом «цена договорная».

Живущий в Аризоне коллекционер Брюс Майер Вайсман называет сложившуюся ситуацию безумием. Следы этого безумия видны на аукционах е-Вау, где конечные цены на русские и советские марки довоенного периода с лёгкостью зашкаливают за каталожные. А обычно именно их принято считать верхним пределом, выше которого готовы продавать только наглецы, а покупать только глупцы.

Однако столько глупцов и наглецов быть не может. Серия «Челюскинцы» 1935 года, которая в идеальном состоянии стоит по каталогу $165, на днях ушла почти за $300. А Брюс Вайсман рассказывает о недавнем покупателе, который заплатил ему за эту же серию $550, честно признавшись, что понятия не имеет, сколько она должна стоить. Коллекционер Вайсман тоном пифии предрекает обвал: «Это не может продолжаться вечно. Эти цены ничем не оправданы. Этого не может быть. Никто из серьёзных коллекционеров ничего уже не покупает. Все эти безумцы обожгутся очень скоро!»

За последние два года цены на советские марки 1920-1940 годов выросли почти в полтора раза, если судить по аукционам. И, несмотря на аризонские пророчества, продолжают расти, хотя каталоги пока не готовы это отражать. В компании Scott говорят, что надо подождать и посмотреть, с чем мы имеем дело: с временным всплеском или с общим пересмотром цен на эти марки.

При этом в самой России цены на них ещё выше. Впервые за всю нашу историю (если не считать многочисленных коллекций, вывезенных в качестве трофеев из Европы в конце войны) марки не вывозятся (с чем неукоснительно боролись поколения таможенников), а ввозятся. Объяснить диспропорцию цен можно тем, что доступ коллекционеров и собирателей к западным аукционам весьма ограничен. Большинство российских пластиковых карт не позволяет расплачиваться в сети (для участия в Интернет-аукционах карта необходима), а доверить российской почте доставку лота ценой в несколько сотен долларов может только очень смелый человек. Кроме того, таможенное законодательство в отношении марок весьма туманно, и легальный ввоз (или доставка по почте) марок в Россию сопряжён со всякими трудностями (многие западные продавцы марок просто отказываются разговаривать с покупателем, если он хочет получить их в России).

Так что, похоже, как только проблемы карточек, почты и законов будут решены, на рынок хлынет новая волна покупателей. Что неминуемо должно привести к ещё большому росту цен. Живущий в Нью-Йорке Андрей Фарберов объясняет ценовые волны социально-историческими причинами: «В советские годы коллекционирование марок было одним из способов дозволенного социального эскапизма городской интеллигенции. Многие уехали, и им, как и тем, кто остался в России, 10 лет назад было не до марок. Постепенно большинство становится на ноги и в России, и в эмиграции и возвращается к старому увлечению ».

Риски и ставки

Главный риск инвестиций в марки демографический. Сегодня в Англии средний возраст филателиста 65 лет. Российский среднестатистический коллекционер, судя по всему, несколько моложе, но и он неотвратимо стареет. Это объяснимо: вкладывать время и деньги в марки чаще всего человек готов, когда основные текущие проблемы жизни уже решены. Вместе с тем опасность того, что филателисты просто вымрут, становится всё реальнее. Повод для оптимизма увеличение среднего возраста на планете и улучшение пенсионного обеспечения. У коллекционеров-пенсионеров может оказаться больше денег и времени на своё хобби. А значит, и рынок не утратит ликвидности.

С точки зрения экономиста, пивные пробки, открытки и спичечные этикетки в принципе ничем не хуже марок. Но это в принципе. Главное достоинство филателии в числе коллекционеров, глубине исследования, каталогизации и силе традиции. Всё-таки Британский музей собирает марки, а не банки из-под колы. В этих условиях вложить $20 в пятирублевую марку с Николаем II 1913 года имеет больший смысл, чем приобретать акции НК ЮКОС.

Уголок коллекционера. Кто держит марку

Stanley Gibbons (SG) – крупнейший и старейший филателистический дом Европы, но его специализация достаточно узка. В графстве Чешир к югу от Манчестера десяток специалистов компании SAndafaety уже четверть века продают марки, в том числе разбивая на части большие коллекции. Магазина как такового у SAndafaety нет. Принцип работы – почтовые аукционы. Однако, как уверяют в компании, SAndafaety крупнейший продавец в мире марок. В специально оборудованных, защищённых от влаги, солнца и грабителей комнатах работают 10 филателистов. У них на руках постоянно находится марок на $25-30 млн. Аукционы проводятся еженедельно. Стартовые цены несколько завышены, если ориентироваться на е-Вау, но это плата за имя и гарантия от подделок и мошенничества.

В США основная аукционная торговля марками сконцентрирована в Калифорнии, Флориде и Нью-Йорке. Одна из крупнейших в США профильных компаний – Mystic stamps из Нью-Йорка работает с 1923 года. Её реклама во всех последних изданиях популярного каталога Scott. По оборотам компания сравнима с SG. Сейчас она, судя по всему, единственная, кто предлагает на продажу одну из самых ценных марок в мире – «перевёрнутую Дженни». 25-центовая марка 1918 года со случайно перевёрнутым при печати бипланом в последний раз ушла с молотка за $192 тыс. А 10 лет назад квадрат таких марок два на два был куплен анонимным коллекционером почти за $1,2 млн. Единодушное мнение рынка – им был медиамагнат Тед Тернер.

Почти в любом городе Европы можно найти дюжину филателистических магазинов. Обычно это старые семейные предприятия, даже не пытающиеся конкурировать с гигантами, но вполне способные раз от раза предлагать клиентам коллекционно-инвестиционные жемчужины.