Invest-rating.ru
Поиск

Что ожидать от рынка нефти в 2020

Обновлено

Если 2018 г. был для рынка нефти годом контрастов, то в 2019 г. цены стабилизировались, обозначив широкий торговый коридор между $58 и $66 за баррель. Главным образом это относится ко второй половине года, когда в результате усилий ОПЕК+ по сокращению предложения, с одной стороны, и активному росту производства в США, с другой, на рынке установилось состояние, близкое к равновесному.

В начале года цены на нефть продемонстрировали уверенное ралли на фоне улучшения общемирового сентимента. Разрешилась проблема shut down в США, ФРС смягчила риторику в отношении монетарной политики, США и Китай соблюдали режим перемирия в торговой войне и пытались найти компромисс в ходе переговоров.

После почти четырех месяцев оптимизма цены на Brent поднялись в зону, получившую в СМИ название «зона твиттов». По мере приближения к $75 за баррель президент США Дональд Трамп начинает активно критиковать страны ОПЕК, призывая их смягчить сделку по сокращению добычи и снизить цены на нефть. Как правило, эти призывы он публикует в своем твиттере. Обычно после таких сообщений котировки резко откатываются вниз. Аналогичным образом развивалась ситуация в конце апреля.

В начале мая, переговоры между США и Китаем оглушительно провалились, и рынки столкнулись с очередной волной протекционизма. Стали появляться признаки замедления мировой экономики, что способствовало ухудшению прогнозов по спросу на нефть и нашло отражение в котировках.

Частичную поддержку котировкам в июне-августе оказывала напряженность на Ближнем Востоке. На фоне конфликта между США и Ираном произошло несколько нападений на нефтяные танкеры в водах Персидского залива, что увеличило риски перебоя поставок. Ответственные за нападения до сих пор достоверно неизвестны.

Пиком напряженности в регионе стало нападение на саудовские НПЗ в сентябре, когда Саудовская Аравия была вынуждена приостановить почти половину своей добычи, что эквивалентно 5% мирового производства. Котировки нефти всего за один день прибавили более 15%, однако достаточно быстро вернулись к прежним уровням, поскольку Королевству удалось избежать перебоев с экспортом за счет складских запасов и резервных мощностей. 

Все это время давление на цены оказывали торговые войны, которые перевешивали позитивные драйверы. Снижение напряженности в мировой торговле началось лишь в октябре, когда стороны конфликта договорились о разделении сделки на несколько частей, первая из которых должна была быть подписана уже в этом году. На протяжении трех месяцев товарные и фондовые рынки всего мира росли, отыгрывая позитивные ожидания. Окончательные параметры первой части сделки были утверждены в декабре, но официальное подписание назначено на январь 2020 г.

В новый год нефтяной рынок входит на фоне умеренного оптимизма: в диалоге США и Китая наблюдаются сдвиги, ОПЕК+ увеличила объем сокращения добычи на I квартал 2020 г., темпы роста добычи в США замедляются вслед за снижением буровой активности.  В следующем году эти темы могут оказаться ключевыми для динамики нефтяных котировок, поэтому имеет смысл остановиться на каждой чуть подробнее.

Торговая сделка между США и Китаем


Несмотря на снижение напряженности, точка в торговом конфликте между двумя крупнейшими экономиками мира до сих пор не поставлена и есть еще много противоречий, по которым державам будет непросто прийти к компромиссу.

После долгих месяцев противоборства в декабре 2019 г. впервые был зафиксирован первый существенный сдвиг — представители Китая и США утвердили параметры первой части торгового соглашения, которая, помимо прочего, отменяет повышение некоторых американских пошлин на китайский импорт и обязывает КНР нарастить закупки сельхозпродукции из Штатов. Официальное подписание запланировано на январь 2020 г.

Это событие стало значимым шагом на пути к завершению торговой войны. Впервые за полтора года страны достигли договоренности о том, чтобы ослабить взаимное давление. Снижение напряженности на мировых финансовых рынках будет способствовать увеличению капитальных инвестиций, развитию торговых взаимоотношений, росту экономики и, как следствие, более сильному спросу на нефть. Уже в ноябре-декабре стали появляться сигналы возобновления деловой активности — улучшилась динамика производства и продаж в Китае, стабилизировались макроэкономические показатели в Европе.

В 2020 г. ожидаются переговоры по второй и третьей частям торгового соглашения. Несмотря на существующий прогресс, грядущие переговоры включают в себя наиболее чувствительные для держав моменты, которые будет непросто согласовать. Кроме того, осенью 2020 г. в США пройдут очередные выборы президента, которые могут повлиять на ход переговоров.

Действующий президент США Дональд Трамп был инициатором торгового конфликта. Его рейтинги в преддверии выборов могут напрямую влиять на сговорчивость китайских представителей, поскольку победа другого кандидата может смягчить позицию США по торговому вопросу. Если перспективы победы Трампа будут невысокими, Китай может занять выжидательную позицию.

Рост добычи в США и перспективы его замедления


Продолжается сланцевая революция в США, которая сделала страну крупнейшей нефтедобывающей державой мира. Средний объем американской добычи сырой нефти в 2019 г. по предварительным оценкам составит рекордные 12,3 млн б/с. При этом недельные данные зафиксировали исторический максимум на уровне 12,9 млн б/с.

Как следствие, наблюдается активный рост экспорта, что усиливает позиции Штатов на международных рынках. В декабре 2018 г. США впервые за полвека выступили в качестве нетто-экспортера жидкого топлива, а в 2020 г. EIA прогнозирует средний объем чистого экспорта на уровне 570 тыс. б/с против нетто-импорта 490 тыс. б/с в 2019 г.

Основной объем роста мирового предложения нефти в 2020 г. аналитические агентства в своих прогнозах по-прежнему отводят на долю США. По оценке EIA, добыча в США вырастет на 0,9 млн б/с (около 60% от всего роста мирового предложения) и достигнет среднего уровня 13,2 млн б/с. В то же время, все эксперты отмечают тенденцию к замедлению добычи. В 2018 и 2019 гг. рост производства составлял более внушительные 1,6 и 1,3 млн б/с соответственно.

Американские добывающие компании с начала года сместили вектор развития на увеличение прибыли для акционеров, из-за чего капитальные инвестиции в новое бурение значительно снизились. Число активных буровых установок по данным Baker Hughes с начала года сократилось с 885 до 667 шт. (-24,6%).

Перспективы дальнейшего замедления прослеживаются в том числе по снижению количества пробуренных, но незавершенных скважин (DUC), которые можно считать резервом для наращивания производства в будущем. После пиковых значений в марте число незавершенных скважин снизилось на 800 шт. или 9,6%. Темпы роста числа пробуренных скважин с мая находятся на отрицательной территории и продолжают ухудшаться, темпы роста завершенных скважин подходят к нулю.

Предварительные данные отраслевых отчетов говорят о том, что нефтяные компании сегмента разведки и добычи (E&P) в 2020 г. могут еще больше сократить расходы на капитальные инвестиции, что станет причиной пересмотра прогнозов по добыче в сторону снижения. Это неминуемо скажется на ценах, в которые сегодня участники рынка закладывают избыток предложения.

В то же время корректировку прогнозов будут учитывать не только потребители нефти, но и другие добытчики, в том числе страны ОПЕК+. Для них замедление американского производства откроет возможности по смягчению условий сделки, что может компенсировать позитивный эффект для цен.

Альянс ОПЕК+ и сделка по сокращению добычи


В июле 2019 г. страны-участницы сделки ОПЕК+ по сокращению добычи подписали добровольную бессрочную хартию о сотрудничестве, которая формализует и закрепляет намерение участников проводить регулярный мониторинг и балансировать рынок нефти. Новое объединение получило название «альянс ОПЕК+».

Стоит отметить, что данная хартия не является юридически обязывающей и отражает лишь добровольное согласие подписавшихся с ее условиями. В то же время сам факт создания такого документа стал очередным свидетельством того, что сделка ОПЕК+ — это надолго. Следовательно, при любом серьезном падении нефтяных цен страны альянса будут сокращать добычу для стабилизации цен. И, наоборот, при улучшении конъюнктуры нефтепроизводители могут смягчать условия и компенсировать выпадающие поставки, как это было осенью 2018 г.

В декабре 2019 г. участники альянса договорились увеличить объем сокращения добычи с 1,2 млн б/с до 1,7 млн б/с. При этом Саудовская Аравия обещала добровольно снизить свою добычу еще на 400 тыс. б/с. Новые условия будут актуальны до конца марта 2020 г. Параметры сделки, которые будут действовать после окончания этого срока, планируется рассмотреть на мартовском заседании министров.

Нефтяные котировки отреагировали на новость об ужесточении сделки позитивно, в то время как эксперты отнеслись к ней со сдержанным скептицизмом. Информационное агентство Bloomberg даже опубликовало статью с громким заголовком: «Сделка ОПЕК+ не стоит бумаги, на которой написана».

Добровольное сокращение 400 тыс. б/с со стороны Саудовской Аравии и так наблюдается последние 9 месяцев, поэтому фактический объем производства Королевства останется прежним. В отношении России увеличение квоты идет рука об руку с послаблением по части учета в объеме добычи газового конденсата. Кроме того, такие условия учета для России создают прецедент, на основании которого другие производители ОПЕК+ со значительными объемами конденсата — Казахстан, Азербайджан, Оман и Малайзия — тоже могут попросить об аналогичных условиях. Также остается нерешенным вопрос с исполнением квот систематическими нарушителями сделки, в частности Ираком и Нигерией.

Таким образом, ужесточение сделки сопровождается послаблениями, и реальный эффект для физического рынка нефти может оказаться не столь существенным. Тем не менее сама по себе сделка продолжает поддерживать нефтяные котировки.

Эксперты сходятся во мнении, что в том или ином виде сделка будет сохранена до конца 2020 г. Участники ОПЕК+ нуждаются в ней, поскольку из-за роста добычи на американских континентах цены на нефть могут оказаться ниже пороговых значений, при которых балансируются бюджеты нефтеэкспортирующих государств.

Аналитики Goldman Sachs считают, что новый краткосрочный формат сделки на три месяца вперед может войти в постоянную практику. Квоты вряд ли будут существенно снижены в обозримом будущем, но конкретные условия будут фиксироваться только на три месяца вперед и определяться непосредственно перед началом периода. По мнению банка, это поможет странам ОПЕК+ более гибко реагировать на трудно предсказуемую конъюнктуру рынка.  

Ранее министры, действительно, отмечали сложности с долгосрочным планированием квот. Глава Минэнерго РФ Александр Новак в беседе с журналистами говорил, что «вокруг веют черные лебеди, которых мы не можем предсказать и которые могут существенно повлиять на рынок».

Если предположения экспертов Goldman Sachs окажутся верными, то волатильность нефтяных цен может снизиться еще больше. Участники сделки будут оперативно поддерживать цены в периоды снижения, и, напротив, смягчать сделку при хорошей ценовой конъюнктуре. За счет более слаженных и своевременных действий эффективность этого механизма может со временем возрастать, что приведет к сужению ценового диапазона по нефтяным бенчмаркам. Понимание этих процессов крупными участниками рынка также будет способствовать снижению волатильности.

Можно предположить, что в 2020 г. границы такого диапазона будут находится в районе отметок $55 и $70 за баррель нефти Brent. Достижение и преодоление этих значений может быть поводом для активных спекулянтов задуматься над сделками на разворот.

Ситуация в нефтедобывающих странах мира


Источниками неопределенности для рынка остаются Иран и Венесуэла, где нефтегазовый экспорт в 2019 г. был полностью запрещен санкциями США. Странам удается поставлять нефть в обход ограничений, однако объемы экспорта несоизмеримо ниже, чем могли бы быть. Во втором полугодии падение поставок из Венесуэлы и Ирана замедлилось и показатели стабилизировались на новых низких уровнях.

Нестабильность производства и экспорта из этих стран несет в себе как позитивные, так и негативные риски. Падение доходов от торговли нефтью привело к росту внутриполитической напряженности, что может привести к беспорядкам внутри стран и способствовать более глубокому падению производства и экспорта.

С другой стороны, сейчас сложно предсказать позицию США перед выборами президента. Дональд Трамп может сфокусироваться на внутренних вопросах, чтобы поднять свой рейтинг среди избирателей. Более того, если на выборах победит другой кандидат, позиция США в отношении санкционных государств может смягчиться. Это может способствовать частичному восстановлению нефтяных отраслей в Венесуэле и Иране.

С каждым годом на мировом нефтяном рынке может возрастать роль Бразилии. Страна находится на 9 месте в мире по уровню добычи. По состоянию на октябрь 2019 г. производство нефти составило 2,96 млн б/с (данные отчета ОПЕК).

Основная часть нефтяных залежей Бразилии находится в Атлантическом океане вдоль побережья страны, а их добыча связана с определенными технологическими сложностями. Это так называемая подсолевая нефть — залежи нефти прикрыты солевым пластом толщиной около 1,5—2 км, расположенным на дне океана. Разведанные запасы содержат до 15 млрд баррелей нефти, что вдвое превышает запасы Норвегии. Право на разработку части этих запасов было продано на аукционе этой осенью. Остальной объем будет выставлен на торги в будущем году.

Разработка подводных месторождений, по оценкам экспертов, может позволить Бразилии к 2030 г. увеличить добычу до 7 млн б/с и выйти на четвертое место в мире по производству нефти. По прогнозам ОПЕК, в 2020 г. поставки жидкого топлива из Бразилии вырастут до 3,78 млн б/с. (+0,29 млн б/с). Оценка EIA предполагает рост до 4 млн б/с (+0,35 млн б/с).

Прогнозы и ожидания


Базовый прогноз по рынку на 2020 г., можно представить следующим образом. США и Китай продолжат вести торговые переговоры, по максимуму стараясь избегать новых протекционистских мер, ведь для Трампа это чревато негативной реакцией на фондовых рынках и снижением рейтингов среди избирателей, а для КНР — непосредственными осложнениями для экспортеров и замедлением экономического роста. Договориться будет непросто, и с большой вероятностью полноценная торговая сделка может быть заключена не ранее IV квартала.

ОПЕК+ на очередном заседании в марте договорятся о продлении сделки на прежних условиях. Вряд ли нефтеэкспортеры смогут существенно нарастить добычу без негативного воздействия на цены. Более значительное смягчение возможно лишь при появлении сильных позитивных драйверов, способных поднять цены выше $75 за баррель Brent.

В отношении роста американской добычи наиболее весомым можно считать базовый прогноз EIA в 0,9 млн б/с. Учитывая деэскалацию торговой напряженности цены на нефть могут находиться на комфортных для сланцевиков уровнях, которые позволят компаниям E&P избежать дальнейшего сокращения капитальных затрат, и замедление производства окажется близким к прогнозным уровням.

По оценкам аналитиков рыночный баланс в 2020 г. будет смещен в сторону предложения. Большую часть года производство будет демонстрировать опережающую динамику и лишь к середине III квартала спрос догонит предложение. При этом специалисты ОПЕК в своем отчете демонстрировали чуть более позитивный взгляд, ожидая небольшого дефицита в I квартале 2020 г. за счет ужесточения условий сделки ОПЕК+.

По нашему мнению, на горизонте ближайших месяцев нефтяные котировки могут закрепиться в торговом диапазоне $65–70 за баррель, который отражает все наиболее важные позитивные факторы с погрешностью на краткосрочные колебания. Такой коридор может быть актуален на горизонте I квартала 2020 г. Дальнейшая динамика будет зависеть от актуальной конъюнктуры рынка.

С большой вероятностью выше $70–75 котировкам закрепиться не удастся. В преддверии выборов Трамп постарается приложить все усилия, чтобы не допустить чрезмерного роста цен на топливо в США, поскольку это может понизить его рейтинги. Страны ОПЕК вряд ли захотят вступать в конфронтацию с США, тем более, что они сами заинтересованы в росте собственного производства. За счет смягчения сделки ОПЕК+ избыточный рост цен может быть остановлен.

Ключевые негативные риски для цен на нефть: эскалация торгового конфликта, восстановление иранского нефтяного экспорта, высокие темпы добычи в США, неисполнение членами ОПЕК+ условий сделки.

Ключевые позитивные риски для цен на нефть: успешное заключение торговой сделки в короткие сроки, более значительное замедление добычи в США, перебои в поставках из-за форс-мажоров в странах Персидского залива, погодные форс-мажоры в сезон ураганов.