Invest-rating.ru
Поиск

Что такое факторинг простыми словами

Обновлено

Современный рынок финансовых услуг достаточно развитая структура. Практически ежегодно эта отрасль пополняется новыми инструментами, которые в той или иной мере способствуют развитию и процветанию бизнес-проектов. Одним из таких нововведений, которое быстро и уверенно набирает обороты в своей популярности, является факторинг.

Это финансовый инструмент, который позволяет компаниям увеличивать свой оборотный капитал. Как работает эта современная услуга, какие у нее преимущества и недостатки, и кому она нужна — далее.

Простыми словами о том, что такое факторинг

ФакторингУспешное ведение бизнеса зависит от множества факторов, среди которых не последнее место занимает грамотное управление финансами и предоставление услуг. При этом сегодня многие компании-поставщики товаров сталкиваются с выбором, как им лучше работать — поставлять свою продукцию по предоплате, или же предоставлять своим потенциальным клиентам отсрочку по платежу? 

Как правило, в первом случае всегда существует большая вероятность лишиться части заказчиков, во второй ситуации — можно потерять средства для финансирования текущей деятельности.

И в том, и в другом случае есть определенный риск. Выход из таких ситуаций, все же, есть. Сохранить «золотую середину» поможет факторинг. По сути — это еще одна форма или разновидность кредита на товар, но в отличие от банковского продукта, покрывающая собой риск неплатежа со стороны потребителя. И говоря простыми словами, факторинг — это не что иное, как покупка долга.

Участниками такой финансовой операции всегда выступают три стороны:

  • поставщик (кредитор) — компания, реализующая товар на условиях отсрочки платежа;
  • потребитель (дебитор) — фирма, закупающая товар у поставщика;
  • посредник (фактор) — финансовая организация, предоставляющая услугу факторинга.

При этом понять суть факторинга можно, если знать, какие функции он выполняет. Основная миссия этого финансового инструмента заключается:

  • в финансировании поставщика и срочном увеличении его дохода;
  • в инкассации задолженности;
  • при необходимости — в страховании рисков неплатежа.

Отсюда можно сделать вывод, что факторинг — это обмен будущей выручки на деньги. И, несмотря на то, что по смыслу участниками этой операции являются две стороны (поставщик и потребитель), правовые отношения в рамках факторингового соглашения, связывают трех участников. И именно третий участник этой операции (фактор), который, по сути, выступает посредником, является гарантом того, что клиент, осуществивший поставку товара, в конечном результате получит свои деньги.

Каким бывает факторинг

Если заглянуть в экономическую литературу, там можно почерпнуть для себя несколько различных толкований сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение этой финансовой операции, как кредитной услуги. 

И для тех, кто уже на практике успел оценить всю выгоду от возможностей этого финансового инструмента, не нужно объяснять все его преимущества. Ну а для тех, кто впервые столкнулся с этим понятием, для начала следует узнать, какие виды факторинга существуют. Это даст четкое понимание того, какие возможности он открывает, и стоит ли к нему прибегать.

В мировой практике существует несколько видов факторинга:

  • С финансированием. В данном случае поставщик товара уступает посреднику право на получение последующего платежа от потребителя. Как правило, клиент получает от банка от 80 до 90% стоимости поставленной им продукции. Другими словами, фактор предоставляет поставщику кредит в виде досрочной оплаты за товар. За свои услуги в качестве посредника банк получает комиссионные за инкассацию счетов.
  • Открытый факторинг. Здесь плательщик получает уведомление об его участии в расчетах компании-посредника путем предоставления счет-фактуры о направлении платежа на адрес фактора.
  • Конфиденциальный, или скрытый факторинг. В данном случае потребитель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований банку-посреднику. Должник самостоятельно рассчитывается с поставщиком. Последний, в свою очередь, после получения оплаты за товар, перечисляет определенный процент фактору в счет погашения кредита.
  • Операция без права регресса. Данный вариант факторинга предусматривает оплату компанией-посредником всех издержек по взысканию задолженности с потребителя в пользу кредитора. В этом случае поставщик продукции не несет никакого риска по проданной им банку, или факторинговой компании дебиторского долга.

Также существует внутренний, экспортный (международный), консенсуальный факторинг, без финансирования, с правом регресса, и др. У каждого из перечисленных видов есть свои особенности, преимущества и недоставки. Но объединяет их всех одно — отсутствие залога и комплексность. В любом случае это всегда будет целый комплекс услуг, в который входит информационная поддержка и обслуживание клиента, юридическое сопровождение операций, а также администрирование (управление дебиторской задолженностью).

Чем полезен факторинг

Без разницы, какой вид факторинга выберет клиент, в любом случае это будет выгодное предложение. Ведь отсрочка по платежу — это комфортные условия оплаты, и опережение своих клиентов. Услуга позволяет получать выручку в день отгрузки продукции, и полученные деньги запускать в оборот, или в открытие нового бизнес-проекта. Кроме того, с факторингом:

  • не нужно оставлять залог, так как гарантией может стать будущая выручка;
  • реально масштабировать оборот за счет увеличения поставок в пиковый спрос на продукцию;
  • выходить на новые рынки, и тем самым заявить о своем бренде и качестве выпускаемой продукции;
  • можно контролировать возврат оборотных средств, что достигается за счет участия в сделке третьей стороны — фактора-посредника.

Другими словами, этот финансовый инструмент помогает снизить риски неплатежа. Несомненный плюс этой услуги в том, что участие в сделке компании-посредника освобождает бизнес от кредитной зависимости, кассовых разрывов, и прочих нюансов. Фактор может проверить платежеспособность потребителя, и при необходимости — установить лимит на отгрузку товара в кредит, и дать рекомендации относительно сроков отсрочки платежа.

Какие преимущества, и есть ли недостатки?

Многие путают факторинг с кредитными продуктами банков. Безусловно, сходства между этими двумя финансовыми инструментами есть. Но в случае с факторингом можно сказать однозначно, что в сравнении с банковским кредитом, он выступает более дешевой услугой. 

Ведь он не требует платы за рассмотрение документов, выдачи денег, а также привлечения экспертов для оценки залогового имущества. Помимо этого, факторинг имеет еще несколько весомых преимуществ, причем, как для потребителей, так и для продавцов. 

Для первых это выражается в таких моментах, как:

  • возможность приобретения товара с отсрочкой по платежу;
  • расширение доли предприятия на рынке без дополнительных капиталовложений;
  • существенное снижение расходов, касающихся финансирования поставок продукции.

Для поставщика основные преимущества факторинга заключаются в следующем:

  • значительно возрастают объемы поставок товара;
  • возможность получить банковское финансирование без залога;
  • своевременная оплата по контрактам или соглашениям;
  • четкое и обоснованное планирование поступления денежных средств;
  • возможность передать функции по взысканию задолженности на посредника (фактора).

Безусловно, у этой финансовой услуги помимо явных преимуществ, есть и очевидные недостатки. И одним из них выступает стоимость. Все дело в том, что помимо финансирования, компания-посредник выполняет и другие функции. Это заключается в контроле своевременного погашения задолженности дебитора (потребителя). Исходя из этого, в стоимость услуги входит не только процент за фактическое финансирование поставки товара, но и комиссия за администрирование дебиторского долга.

Есть и другие недостатки факторинга, среди которых безналичный расчет, фиксированные сроки оплаты, и обширный пакет документов. Последний фактор выступает самым главным недостатком этой услуги. Все дело в том, что компания-посредник потребует сразу три комплекта документов — по бизнесу, по потенциальным потребителям, по поставкам (товарные накладные, счет-фактура, и т.д.). Но все эти недостатки легко нивелируются за счет тех достоинств, которые в конечном итоге получает каждая сторона.

Схема работы и основные этапы факторинга

Несмотря на сложность самого понятия, схема работы факторинга достаточно проста для понимания. Ее можно обрисовать несколькими поэтапными действиями:

  1. Продавец отгружает товар, предварительно договорившись с покупателем об отсрочке платежа.
  2. Поставщик заключает соглашение с компанией-посредником, и передает ей товарные накладные, или счет-фактуру.
  3. Банк финансирует предоставленные ему накладные, в результате чего продавец получает свою оплату.
  4. Согласно договору, в определенный срок, покупатель производит оплату за товар фактору.

Основными этапами этой комплексной услуги выступают предварительная подготовка и документальное оформление соглашения. На первом этапе проводится анализ и оценка благонадежности покупателя в плане его финансовых возможностей. Поставщик продукции должен предоставить банку информацию о потребителях, условиях доставки и оплаты, а также о нарушениях условий договорного соглашения, если таковые имели место.

На втором этапе происходит документальное оформление факторинга, с составлением договора о предоставление услуг. В нем прописываются сам предмет соглашения, права и обязанности участников, процедура осуществления финансирования, порядок расчета, стоимость услуг, при необходимости — лимит кредитования, и другие моменты.

В каких случаях необходим факторинг оборотных средств

В умелых руках посредника эта финансовая услуга способна удовлетворить и реализовать на практике множество потребностей крупного, среднего и малого бизнеса. Как правило, потребность в факторинге возникает с момента создания предприятия. Основные причины, по которым предприниматели и бизнесмены прибегают к этому сервису, можно обозначить четырьмя пунктами:

  1. Когда для привлечения потребителя необходимо предоставить как можно наиболее приемлемые условия сотрудничества, и особенно — удобную оплату.
  2. Если в срочном порядке возникла необходимость увеличения оборотного капитала компании. Именно в этом случае факторинг выступает гораздо привлекательнее в сравнении с банковскими кредитными продуктами.
  3. В случае налаживания сотрудничества с новыми, недавно открывшимися покупателями, которые в силу своей неопытности и становления еще нестабильны в оплате.
  4. В случае поставок товара мелкими предприятиями крупным концернам, которые работают по определенной, отработанной до мелочей схеме, с неизменными условиями оплаты.

Также, существуют причины, по которым посредник может отказать поставщику в предоставлении факторинговых услуг. Поводом для отказа может послужить большой послужной список покупателей с текущей задолженностью, работа поставщика с субподрядчиками, или же к примеру, если компания работает на условиях послепродажного обслуживания. Кроме того, факторинг не применим для бюджетных организаций, для расчетов между филиалами одной компании, а также по отношению к долговым обязательствам физических лиц.

Подводя итоги всему сказанному, следует сказать, что универсальность и своеобразная гибкость факторинга делают его уникальным финансовым инструментом. И, несмотря на то, что подходит он не всем компаниям, так как у каждого бизнеса своя специфика направления деятельности и структура расчета, популярность этой услуги растет день ото дня. И это не удивительно, ведь она позволяет не только сформировать сеть ответственных поставщиков и снизить себестоимость закупок, но и оптимизировать структуру кредиторской задолженности. Оценить на практике все преимущества работы по факторингу можно лишь одним способом — заключив договор с надежным и проверенным посредником.