Invest-rating.ru
Поиск

Что такое рентабельность и как её рассчитать

Обновлено

Рентабельностью в экономике называется условный коэффициент, отражающий, насколько доходным является данный конкретный бизнес. Иначе говоря, это отношение инвестированных финансов к полученной выгоде. 

Т.е., показатель, демонстрирующий, какая сумма полученного дохода приходится на каждую вложенную финансовую единицу. Выражается преимущественно в процентном эквиваленте.

Также рентабельность (или эффективность работы) можно представить как эффективность предприятия, учитывающая разные ресурсы. Не только финансовые, но также человеческие и пр.

Фиксированных показателей у данного понятия нет, поскольку величина относительна. Но чем выше полученный результат, тем более успешным можно считать бизнес. Если показатель низкий или даже отрицательный, это говорит о том, что дело убыточное. В таком случае надо менять способы ведения бизнеса или переменить рабочую область.

Разновидности показателей прибыльности

Эти показатели – по сути, то, что характеризует работу конкретной фирмы. Каждый можно вычислить посредством формулы, которая будет рассмотрена далее.

Все показатели эффективности бизнеса подразделяются на три крупные категории. В каждую включено по нескольку узких характеристик. Итак, основные категории рассматривают доходность:

  • предложения (товара либо услуги);
  • производственных фондов;
  • капиталовложений.

Первая категория (продукция) включает показатели прибыльности:

  • распроданных продуктов в целом;
  • каждого конкретного продукта;
  • рентабельность продаж.

Что касается категории эффективности производственных фондов, она не включает никаких вспомогательных показателей. Однако берет в расчет материальные средства из оборота.

Наконец, третья категория – эффективность капиталовложений. Она наиболее широкая и рассматривает такие параметры, как эффективность:

  • общего капитала;
  • личного капитала;
  • бюджета вне оборота;
  • рентабельность активов.

Чтобы вычислить эффективность работы, можно все упомянутые показатели задействовать с самыми разными видами рентабельности. Все зависит от целей вычисления.

Как рассчитать рентабельность

Подсчет рентабельностиВерно провести расчет данной характеристики нетрудно. Алгоритм действий следующий:

  1. Вычислить объемы дохода.
  2. Установить размеры показателя, чья рентабельность конкретизируется.
  3. Разделить первый пункт на второй.
  4. Помножить получившееся число на 100%.

Это общая последовательность действий при расчете рентабельности. Умножение на 100% требуется, поскольку прибыльность принято вычислять именно в процентах. По сути, получившийся показатель демонстрирует, какую пользу принес каждый рубль, вложенный в определенную часть бизнеса или во всю компанию в целом.

Нельзя не заметить, что при расчете стандартно задействована вся полученная прибыль. Нередко молодые предприниматели путают прибыль с доходом, однако, это не одно и то же.

Доход складывается из всех материальных и денежных активов, которые фирма получила в конкретный период времени. Между тем, прибыль – это то, что остается, после того как фирма уплатила все затраты на изготовление и реализацию предложения. Что касается вычитания налогов, это зависит от разновидности прибыли.

Как выглядит формула вычисления рентабельности

Расчет производится как соотношение прибыли и показателя, чью рентабельность нужно вычислить. Стандартная формула для этого такова:

П/Х х 100%=Р

  • П означает прибыль фирмы;
  • Х – параметр, чья эффективность вычисляется;
  • Р – непосредственно рентабельность.

Для отдельных разновидностей эффективности формула может менять вид в деталях – будут учитываться некоторые дополнительные показатели. Ведь вычислить можно не только эффективность компании в целом. Но также эффективность продаж, персонала, рентабельность активов и пр.

Однако стандартно любая рентабельность все еще вычисляется по обычному общепринятому принципу. Т.е. прибыль необходимо поделить на траты либо задействованные ресурсы. К примеру, чтобы вычислить рентабельность продаж, необходимо прибыль от ключевой деятельности поделить на полученный доход и затем помножить на сотню.

Важно также заметить, что нет никаких четко установленных границ того, какое получившееся число означает «хорошо», а такое – плохо. Однако можно в качестве ориентира использовать эти примерные показатели эффективности бизнеса:

  • до 5% — низкий уровень;
  • от 5% до 20% — средний;
  • больше 20-30% — высокий.

Также в процессе подсчетов рентабельности не нужно смотреть лишь на таблицу налоговой и какие-то общепринятые числа. Вдобавок получившиеся показатели необходимо сравнивать с цифрами, полученными в течение прошлого периода. 

К примеру, в первом полугодии рентабельность получилась 3%, а в последующем – 4%. Тогда стоит продолжать вести бизнес в том же духе и постепенно получится достичь настоящего успеха. Если же это будет, например, 2% – это наглядный знак того, что пора что-то менять.

Пример расчета рентабельности всей компании в целом

Рассмотрим пример общего расчета эффективности всей фирмы целиком. Для этого в формуле будут использованы такие параметры, как прибыль и себестоимость:

  • прибыль – чистый доход, до вычета налогов на прибыль. Также называется балансовой;
  • себестоимость – растраты компании на осуществление рабочей деятельности. Т.е. расходы на сырье, материалы, аренду, зарплаты и т.д.;
  • 100% – умножение всегда происходит на эту цифру.

Далее, рассмотрим расчет на «живом» примере.

Чистая прибыль фирмы «Рассвет» на протяжении полугода составляет 200 тыс. руб. Чтобы заработать эти деньги, фирме пришлось потратить 6 млн. руб. Составляем пример по формуле:

 200 000 / 6 000 000 * 100% = 3,3%.

В то же время компания «Закат» за те же полгода заработала 300 тыс. руб. При этом потратив 10 млн. руб. Расчет выполняем все по той же формуле и получаем в итоге показатель в 3%.

Таким образом, видно, что прибыль у «Заката» выше, но эффективность меньше. Это означает, что дела в компании идут хуже, чем у «Рассвета». 

Ежегодно налоговая служба составляет специальную таблицу рентабельности по конкретным видам рабочей деятельности. И там указывают средние показатели. Если текущие цифры рентабельности для конкретной компании ниже установленных, это означает, что и эффективность небольшая.

Когда может потребоваться вычислить рентабельность 

Прежде всего, этот показатель необходим, чтобы:

  • отслеживать эффективность работы компании;
  • оформить кредит на развитие дела. Выше рентабельность – выше шансы;
  • подготовиться к налоговой проверке. Ведь могут возникнуть вопросы, к примеру, на тему того, что компания зарабатывает много, но налогов платит мало;
  • привлечь спонсоров.

Нерентабельный бизнес уже можно считать провальным. Потому следует регулярно отслеживать данный показатель. Чтобы своевременно успеть принять необходимые меры и спасти собственное дело. Также расчет эффективности компании должен обязательно проводиться на конкретных этапах развития компании. Об этом далее.

Разработка бизнес-плана 

Вычисление процента рентабельности на этом этапе помогает понять, действительно ли имеет смысл запускать данный проект или же целую компанию. Это имеет особое значение, если в планах – привлечь финансы со стороны. 

Пункт «Рентабельность» в бизнес-плане позволить потенциальным спонсорам сразу же понять, сколько средств можно вложить и как скоро следует ожидать отдачи.

Ценообразование 

Вычисление рентабельности позволяет установить подходящий уровень цен. Тот, который позволит компании сделать предложение более выгодное, чем у конкурентов, но в то же время и заработать на нем. 

Также глубокий анализ затрат, конкурентных расценок и прочих деталей позволит максимально точно вычислить, какой минимум цен следует поставить. Ведь нужно не только превзойти соперников и занять свою нишу, но также сохранить бизнес прибыльным. 

Управленческий аудит

Расчет эффективности, а также учет факторов, влияющих на ее повышение либо понижение, помогут определить пробелы в управлении бизнесом. Так можно вовремя понять, какие проблемы требуют немедленного решения.

Планирование доходов и расходов 

Также подобные расчеты требуется в обязательном порядке проводить перед введением любых значительных изменений в рабочий процесс. К примеру, перед приобретением дорогого оборудования. Так можно будет понять, можно ли себе позволить настолько дорогое приобретение, и не обернется ли оно серьезным убытком для компании.

Незадолго до продажи компании 

Результаты позволят вычислить среднюю рыночную стоимость бизнеса. Если эффективность высока, тогда его можно будет продать дороже, чем компанию из той же сферы деятельности, но с более низкой рентабельностью. 

Также, результаты этих вычислений в свободном доступе – плюс к честности владельца, что также позволит гораздо быстрее отыскать покупателя.

Как сделать рентабельность выше 

Поскольку рентабельность является соотношением чистой прибыли (числителя) к любому из прочих показателей (знаменателю), то повысить показатель результата в теории несложно. Требуется либо повысить значение числителя, либо снизить значение знаменателя. Иначе говоря – увеличить прибыль либо уменьшить стоимость вкладов, активов и пр.

К примеру, чтобы повысить рентабельность продаж, следует улучшить качество готовых товаров/услуг либо создать достаточно действенную маркетинговую стратегию. Таким образом спрос повысится, а значит и чистая прибыль возрастет. 

В противовес этому можно снизить себестоимость товара. Тогда рентабельность даже при прошлом уровне спроса все равно будет выше.

В случае с любым бизнесом ключевая цель – это получение прибыли. В самом начале развития фирма уже может считаться успешной, если она смогла выйти, по крайней мере, на минимальную прибыль. Т.е., она себя окупила.

Такая прибыль называется порогом рентабельности. Это та минимальная прибыль, которая покрывает расходы. К примеру, себестоимость, если речь об изготовлении товаров, либо инвестиции, если речь о капиталовложениях. Говоря об этой характеристике, ее чаще называют точкой безубыточности.

Запуская собственное дело, стоит помнить, что в самом начале оно в любом случае будет нерентабельным. Владелец не получит никакого личного дохода от компании. Но в то же время все идет хорошо, если достигается необходимый порог. Если нет – тогда правильнее будет закрыть бизнес. 

Но если все в порядке, после того как все процессы налажены и работают, как единый механизм, чистая прибыль должна регулярно расти хотя бы понемногу. Если этого не происходит, значит что-то идет не так и рентабельность требуется повысить.

Существует несколько вариантов как это сделать:

  • Выход на новые рынки. Увеличить клиентскую базу можно, благодаря охвату вспомогательных потребительских групп. К примеру, за счет изготовления товаров более высокого качества или предложения по более низкой стоимости. Также нельзя не учитывать возможность выхода на иностранные рынки.
  • Изменение маркетинговой стратегии. Качество рекламы – это основа известности и репутации товара.
  • Оптимизация производственных процессов. Можно задействовать более технологичное оборудование, которое позволит сократить определенные расходы или даже повысить качество продукта без лишних хлопот.  
  • Повышение качества предлагаемой продукции либо услуг. Первостепенно важно удостовериться, что предложение ничуть не хуже, чем у конкурентов. И что клиентов устраивает текущее качество. Узнать это можно через опросы или отзывы, которые часто оставляют в сети.
  • Понижение себестоимости предложения. Но здесь есть нюанс. Важно учесть, что качество товара или услуги после этого не должно снижаться тоже. Это нежелательно. Понизить расходы на предложение можно благодаря приобретению сырья по более низкой цене, перемещению производственных мощностей в область с не такой дорогой рабочей силой и арендной платой.

Итак, рентабельность – это один из самых важных показателей в экономике. Он демонстрирует эффективность текущего управления компанией. Крайне важно время от времени делать расчеты рентабельности, чтобы вовремя заметить, если случится понижение показателя. Только своевременные действия способны спасти ситуацию и бизнес.