Инвест Рейтинг » Фальшивомонетчики России: от первых монет до бумажных денег
Обновлено 28/10/2021
Заливание расплавленного металла — специальная казнь для фальшивомонетчиков
Платежные средства подделывали еще в те времена, когда в качестве денег выступали куски серебра, драгоценности, шкурки животных и другие товары. Само явление фальшивомонетничества на Руси зародилось в XIV веке, когда монеты вошли в широкое обращение. Тогда же появились люди, которые стали их подделывать — денежные воры.
Фальшивомонетничество в начале своей истории означало незаконную чеканку или литье монет из сплавов с примесями. Это позволяло экономить драгоценные металлы, добавляя к ним более дешевые, такие, как олово и свинец. К денежным преступлениям относилось и уменьшение массы законно отчеканенных монет, например, обрезывание или спиливание краев.
Первый фальшивомонетчик Руси, о котором сохранились записи в летописях, — это Фёдор Жеребец. Он был новгородским литейщиком и весовщиком драгоценных металлов и изготавливал деньги по княжескому позволению. Однако Фёдор не чеканил монеты, он лил гривны — серебряные слитки. Монеты к тому времени еще не вошли в широкое обращение. В 1447 году его поймали на подделке — оказалось, что он льет слитки из некачественного серебра. Литейщика схватили, напоили и допросили. Фёдор раскрыл несколько имен, среди которых были высокопоставленные лица: бояре, воеводы и дьяки. Разъяренные новгородцы нашли этих людей и утопили в реке Волхов, а их имущество разграбили. Самого литейщика тоже убили.
На Руси не существовало определения «фальшивомонетчик». Тех, кто занимался подделкой денег, называли денежными ворами, а поддельные платежные средства воровскими или худыми деньгами.
Содержание статьи
В начале XVI века подходил к завершению процесс объединения русских земель. Собирание княжеств в единое государство привело к развитию внутреннего рынка. Русские города становились крупными экономическими центрами, расширялся товарооборот. При этом на рынке не было необходимой денежной массы и ее нечем было пополнить, потому что драгоценных металлов на Руси еще не добывали. Мастера по литью стали подмешивать в серебро недрагоценные металлы. Ценность таких денег снижалась, но из смеси можно было изготовить больше монет. Например, из низкопробного серебряного слитка вместо положенных 260 выпускали 500 монет.
К 1521 году, в правление Василия III, все крупные монетные дворы перешли из частных рук в государственное владение. В 1535 году княгиня Елена Глинская запретила мастерам свободно чеканить монету по лицензиям и установила государственную монополию на изготовление денег. С одной стороны эти изменения привели к формированию единой денежной системы, с другой — у фальшивомонетчиков впервые появилась возможность заниматься своим делом в больших масштабах. Когда чеканка сосредоточилась на государственных дворах, там же начались злоупотребления. В подделке денег участвовали и мастера, и специально назначенные наблюдатели. Василий III, Елена Глинская и Иван IV вели активную борьбу с денежными ворами. Поддельщиков и обрезчиков разыскивали, проводили показательные процессы и устраивали массовые казни.
В 1654 году царь Алексей Михайлович ввел в обращение медные копейки с нарицательной стоимостью серебряных. С этого начался второй всплеск фальшивомонетничества на Руси. Медь была дешевым и доступным сырьем. Если медные монеты по ценности соответствуют стоимости металла, их невыгодно подделывать. Однако царский указ объявил медные и серебряные монеты равноценными, поэтому подделкой медяков занялись все слои населения. Так как способы чеканки государственных денег были кустарными, изготавливать фальшивые монеты тоже было нетрудно. На государственном уровне выпуском медных копеек занимались пять монетных дворов — они выпускали огромные массы денег. К этим монетам добавлялись подделки, которых становилось все больше. Людей с фальшивыми деньгами стали задерживать и допрашивать, но в ответ слышали: «Мы сами воровских денег не делаем, берем у других не знаючи».
Историк Соловьёв С. М. писал: «Стали присматривать за денежными мастерами, серебряниками, котельниками и оловянщиками и увидели, что люди эти, жившие прежде небогато, при медных деньгах поставили себе дворы каменные и деревянные, платье себе и женам поделали по боярскому обычаю, в рядах всякие товары, сосуды серебряные и съестные припасы начали покупать дорогою ценою, не жалея денег. Причина такого быстрого обогащения объяснилась, когда у них стали вынимать воровские деньги».
Фальшивомонетчиков разыскивали и казнили, но поддельные деньги продолжали наводнять рынок. Богатые и знатные люди, которые занимались подделкой, просто откупались от наказаний и нанимали новых мастеров.
В 1663 году царь запретил чеканку медных денег. Медные копейки изъяли из обращения и переплавили для других нужд. Однако в следующем году выяснилось, что в Москве появились медные деньги «портучены», то есть выбеленные ртутью, что придавало им сходство с серебряными. Помимо этого ходили и просто посеребренные. Чтобы определить подлинность, торговцы срезали кусочек монеты и проверяли, из серебра или из меди сердцевина. Некоторые фальшивомонетчики заранее делали на поддельной монете надрезы и серебрили их.
Архивы томского острога сохранили историю Ивашки Белого, который подделывал монеты, изготавливая их не из серебра, а из олова. Под пытками, в которые входили «две стряски да пятнадцать ударов», сознался он в своей вине. Ивашку казнили, а о ходе судебного процесса и казни оставили потомкам в назидание подробный рассказ: «7203-го года <1695 по новому стилю>, июня 14-го, по указу великих государей и по Уложению, вора Ивашку Белаго за воровство его, что он забыл страх Божий и указ великих государей, воровал и оловянныя деньги делал, казнить смертию — залить горло оловом, и о казни написать наказ о сей его вине в сей памяти подлинно».
С 1700 года по указу Петра на Руси стали изготавливать новые деньги — круглые, диаметром в несколько сантиметров. Прежде русские монеты были вытянутыми и по форме напоминали овал. Помимо этого они были маленькими, длиной около сантиметра, поэтому при чеканке изображения не помещались на них полностью. Каждая монета отличалась от другой, что упрощало работу поддельщикам. Когда Пётр ввел новые монеты, он поменял и технологию денежного производства. На монетных дворах установили европейские станки: сначала молотовые снаряды, потом винтовые прессы. Для работы с этими устройствами требовались усилия множества человек.
В 1718 году для защиты монет от подделки появилось еще одно нововведение — оформление гурта. Гурт — это ребро монеты. При помощи станка на него наносили засечки, узоры или надписи. Во-первых, это защищало монеты от порчи, когда драгоценный металл срезали с краев. Во-вторых, оформление гурта было трудно подделать вручную.
Червонец 1757 г.: оригинал и подделка
Оригинальная монета (первая слева) чеканилась винтовыми прессами, для работы которых требовались усилия многих человек. Повторить эту технологию кустарно было нереально.
Подделки (вторая и третья монеты) изготавливались методом литья и имели технологические признаки, которые выдавали в них подделку: пористая поверхность, след шва на гурте.
В 1768 году императрица Екатерина II объявила о выпуске первых бумажных денег в Российской империи — ассигнаций. Попытки изготовления фальшивок начались практически сразу после выпуска новых денег. Первые ассигнации изготавливали на бумаге плохого качества. Они были односторонними, не имели никаких изображений, только текст и цифры. Благодаря этому ассигнации было легко подделать.
В первую очередь фальшивомонетчики стали переделывать 25-рублевые купюры в 75-рублевые. Цифру «2» соскабливали и вписывали на ее место «7». В тексте также выскабливали слово «двадцать» и сверху писали «семьдесят». В документе 1771 года об этом рассказывается так: «Известно нам стало, что в Санкт-Петербургском Банке для вымена Государственных ассигнаций вступило несколько подложных ассигнаций. Иное при том так осторожно учинено, что при первом взгляде, и не будучи о том предуведомлену, трудно таковую подложность распознать». Многочисленные переделки мелкой ассигнации в более крупную привели к тому, что денежные знаки номиналом в 75 рублей перестали выпускать и изъяли из обращения.
Подделка бумажных денег на этом не прекратилась. Этим промыслом занимались представители многих слоев населения: купцы, мещане, чиновники, военные, крестьяне, духовные лица. Среди фальшивомонетчиков были и приближенные императрицы, и заезжие иностранцы, которые изготавливали ассигнации на печатных станках.
В 1794 году за изготовление фальшивых денег отставного капитана Фрейденберга и состоявшего на иностранной службе барона Гумперхта приговорили к лишению чинов и дворянского достоинства. Им публично заклеймили обе руки первыми буквами слов «вор и сочинитель фальшивых ассигнаций». После этого оба были сосланы в Нерчинск на каторжные работы.
В XVIII веке по Российской империи ходили слухи, что уральские заводчики Демидовы выпускают собственные монеты. По качеству и виду демидовские деньги не уступали продукции Монетных дворов, поэтому их не могли уличить в подделке. С тех времен осталось предание, будто однажды императрица Анна Иоанновна, играя в карты с Акинфием Демидовым, сорвала крупную ставку. Придвинув к себе серебряные рубли, она спросила: «Чьей работы, моей или твоей?» На это Демидов смиренно ответил: «Матушка государыня, все мы твои, и всё, что есть у нас, — всё твое, и работа наша — твоя».
Подделывание денег жестоко наказывалось, когда соответствующих законов еще не существовало на Руси. В XIV веке денежных воров топили, отсекали руки и ноги. Специальным наказанием было заливание в горло расплавленного олова — «их же воровских денег». Олово прожигало гортань, пищевод, внутренние органы и человек умирал в долгих муках.
Ответственность за фальшивомонетничество как самостоятельное преступление ввел царь Михаил Фёдорович в 1637 году. В его указе говорилось: «Которые денежные мастеры учнут делати медныя или оловянныя или укладныя денги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавляти медь или олово или свинец и тем государевой казне учнут чинить убыль: и тех должных мастеров за такое дело казнити смертною залити горло. А будет золотых и серебрянных дел мастеры возмут у кого золотое и серебрянное дело, и учнут в золото и серебро мешати медь же и олово и свинец и по сыску за то бить кнутом».
Указ царя Алексея Михайловича в 1661 году разделил степени наказания за подделку. За мелкие преступления отрубали два пальца на одной руке или по одному на двух, затем отрубали левую руку. За более тяжелые отсекали одну ногу и левую руку или обе ноги и левую руку, что чаще всего приводило к смерти.
Впервые наказание за подделку монет смягчила только Екатерина I. По ее указу людей, которые повинились или раскаялись в изготовлении фальшивых денег, не казнили, а навечно ссылали в Сибирь.
В XVII веке за подделку условно серебряных медяков казнили 7 000 преступников, у 15 000 отсекли руки.
Денежные средства подделывали не только частные лица, но и государства. Как правило это происходило во время войн, когда фальшивомонетничество выступало в качестве политического оружия. Подделки выбрасывали на рынок страны-противники и этим дестабилизировали экономику. Российское государство тоже подделывало иностранные деньги, и на его рынок приходили чужеземные фальшивки. Одним из самых крупных фальшивомонетчиков мира была Франция в эпоху правления Наполеона Бонапарта. Во время наполеоновских войн в его тайных типографиях печатали австрийские кроны, английские фунты и русские рубли.
25 рублей, наполеоновская подделка с опечаткой.
На некоторых экземплярах было напечатано «госуларственная» вместо «государственная» или «холячей» вместо «ходячей». В печати подписи менялись с «Павелъ» на «Павив», «Спиридонъ» на «Спиридот». Однако большинство русского населения было неграмотным и не замечало этих ошибок.
Поддельные ассигнации изготавливали, чтобы армия расплачивалась ими на территории Российской империи. Силой забрать у населения товары и продукты было накладнее, чем купить. Крестьяне не отдавали ничего захватчикам, прятали и уничтожали продукты и корм для лошадей. Но при этом охотно продавали их. Однако не везти же на чужие территории золото и серебро или французские деньги. Поэтому французы приносили фальшивки. Наполеоновские подделки выполнялись на таком высоком уровне, что по качеству превосходили подлинные русские ассигнации. Они отличались голубоватым оттенком бумаги, более четким водяным знаком, глубоким рельефным тиснением и ровным расположением букв в словах. На этих подделках делали гравированные подписи, тогда как подлинные ассигнации подписывали вручную.
Когда после войны 1812 года русское правительство изъяло из обращения поддельные ассигнации, выяснилось, что в ходу было 70 млн фальшивых рублей.