Чт, 13 мая 2021

Как развиваются облачные технологии в эпоху COVID-19

16 декабря 2020   Венчурные инвестиции

Для большинства людей онлайн-мероприятия в 2020 году стали нормой жизни: деловые встречи, официальные презентации, дистанционное обучение. Только за первый квартал число ежедневных участников приложения Zoom Cloud Meetings выросло в 30 раз – с 10 млн в декабре прошлого года до 300 млн в апреле 2020. Число активных пользователей платформы Microsoft Teams за полгода увеличилось на 53%, достигнув в ноябре 115 млн человек. И это только часть большого процесса трансформации бизнеса с помощью сервисов облачных технологий, который мы наблюдаем сегодня.

Облачные технологии и раньше пользовались спросом: аналитики отмечают, что с 2016 года рынок публичных облачных сервисов показал более чем двукратный рост, а в 2018-2019 гг. его фактический объем превосходил прогнозы. Удаленный режим работы во время пандемии стал дополнительным триггером развития.

В первом квартале 2020 года расходы на облачные услуги увеличились на 2,2%. Эта цифра может показаться скромной, если не знать, что продажи других продуктов для IT-инфраструктуры сократились на 16,3% из-за снижения деловой активности по всему миру. Публичные облачные сервисы стали единственным сегментом с позитивной динамикой на рынке IT-решений. Во втором квартале тенденция продолжилась: на фоне продолжающегося падения общего рынка IT-инфраструктуры наметился спрос на частные облачные сервисы, а спрос на публичные облака подскочил в полтора раза.

На основе отчётности крупнейших компаний сектора можно сделать вывод о темпах роста рынка: в третьем квартале выручка Amazon Web Services выросла на 37% год к году, Salesforce.com – на 20%, Microsoft Intelligent Cloud – на 39%.

Здесь же можно указать на инвестиционную привлекательность компаний из этого сектора: к примеру, прибыль на акцию (EPS) у Amazon Web Services в третьем квартале выросла в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, у Salesforce.com – более чем в два раза.


Три вида облачных хранилищ

  • Публичные облака предоставляют доступ к своему сервису большому числу пользователей. Хотя они и отличаются достаточно низкой стоимостью и эластичной структурой, их использование напрямую зависит от качества интернет-соединения и чревато риском потери данных.
  • Частное облако представляет собой внутрикорпоративную инфраструктуру: она создается под собственные нужды организации. Такой вариант обеспечивает надежное хранение данных, за которое, однако, придется заплатить высокую цену.
  • Гибридные сервисы сочетают достоинства первых двух вариантов при оптимальных затратах на их обслуживание. Считается, что в ближайшем будущем значительная часть IT-инфраструктур могут перейти на такую разновидность облака. Тем не менее, в настоящее время наибольшей популярностью пользуются публичные облачные сервисы, так как они выгодны с финансовой точки зрения, поэтому в дальнейшем речь пойдет преимущественно о них.

Пандемия спровоцировала взрывной рост спроса на дистанционные сервисы. Нагрузка на IT-системы некоторых компаний значительно увеличилась, в связи с чем возникла необходимость оперативно увеличить вычислительные мощности. В то же время организации, которые больше всего пострадали от пандемии, были вынуждены сократить потребляемые ресурсы. Переезд в облако стал универсальным решением для всех: оно дает бизнесу возможность как нарастить, так и снизить нагрузку.

К тому же немногие предприятия способны в считаные дни развернуть собственные центры обработки данных (ЦОД). Немаловажным оказался и денежный вопрос: создание IT-инфраструктуры может стать крайне дорогостоящим проектом, тогда как облачные сервисы почти не требуют капитальных затрат. Все эти факторы подтолкнули бизнес на массовый переход в онлайн. В исследовании IDG отмечается, что 81% опрошенных компаний используют по крайней мере один облачный инструмент, а еще 18% планируют внедрить их в ближайшие 1-3 года.

Что интересного?


Несмотря на то, что облачные вычисления в основном ассоциируются с такими инструментами, как почта, хранилище данных и видеоконференцсвязь, спектр их применения может быть гораздо шире. Иллюстрацией служит недавнее сотрудничество Coca-Cola с Amazon Web Services. Корпорация анонсировала обновленную версию автоматов Freestyle, позволяющую выбрать и налить напиток при помощи QR-кода. Таким образом компания использовала облачные технологии для обеспечения бесконтактного обслуживания клиентов во время пандемии.

Кроме того, всплеск заболеваемости вызвал повышенный интерес к телемедицине. Это молодое и перспективное направление предоставляет пациентам возможность получить консультацию специалиста, не выходя из дома, а врачам – поддержку коллег.

В основе услуг удаленной медицинской помощи лежат облачные сервисы, а потому представителям сектора цифрового здравоохранения необходимо тесно сотрудничать с технологическими компаниями. Так, в августе этого года облачное подразделение Google и Amwell Health, один из крупнейших операторов телемедицины США, объявили о стратегическом партнерстве: платформа Amwell станет функционировать на серверах Google Cloud. Кроме того, компания собирается использовать набор сервисов Google G Suite для работы над новыми технологиями искусственного интеллекта и машинного обучения, позволяющими безопасно обрабатывать медицинские данные.

Цифровизация бизнеса становится дополнительным стимулом для повсеместного внедрения облака. И наоборот, при помощи облачных сервисов компании могут позволить себе осуществить цифровую трансформацию. Получается своего рода синергия. Например, в сентябре этого года Alibaba Group представила интересный проект: швейную фабрику Xunxi, основанную на облачных вычислениях, технологиях интернета вещей и алгоритмах искусственного интеллекта.

Эта площадка знаменует собой новую модель, ориентированную на спрос в реальном времени и позволяющую малым и средним предприятиям полностью настраивать производственную цепочку. Такой подход позволит учитывать меняющиеся предпочтения потребителей, осуществлять выпуск малых партий продукции, избежать складских излишков, а также значительно сократить сроки поставок. Кроме того, фабрика оснащена швейными машинами и конвейерами, за которыми можно следить удаленно при помощи смартфона.

Какие риски?


Основной риск – безопасность. Потребители услуг могут столкнуться с потерей данных или нарушением конфиденциальности в случае сбоя или взлома системы. Вспомнить хотя бы массовые жалобы, которые в этом году преследовали Zoom. Проблемой может стать зависимость компаний от действий поставщиков облачных услуг. Некоторые из них, стремясь занять большую долю рынка, могут переоценить собственные силы и оказаться неготовыми к взрывному росту трафика. Из-за этого может пострадать качество сервиса – стабильность подключения и скорость ответа.

Если частные проблемы отдельных компаний приобретут массовых характер, это может подорвать доверие к сектору и затормозить его развитие.

Кто совершает революцию?


В секторе общедоступных облачных сервисов наблюдается достаточно высокая концентрация: согласно данным IDC, в 2019 году пять ведущих провайдеров – Amazon Web Services, Microsoft, Salesforce.com, Google и Oracle – заняли более трети мирового объема рынка.

Внутри сектора облачных вычислений выделяют три основных направления: IaaS, PaaS и SaaS. Фактически все эти решения отличаются между собой степенью настройки инструментов и распределением ответственности между провайдером и потребителем. Модель IaaS (Infrastructure as a Service) предоставляет пользователю доступ к виртуальному серверу или сети, внутри которых он получает полные административные права и может самостоятельно настроить программное обеспечение и необходимый набор утилит.

Ключевое отличие PaaS (Platform as a Service) от IaaS заключается в том, что здесь контроль за операционной системой берет на себя поставщик услуг, в то время как клиент может использовать облачную платформу для разработки и тестирования приложений. В случае с SaaS (Software as a Service) пользователь получает готовый прикладной сервис, в рамках которого он уже не имеет доступа ни к настройке инфраструктуры, ни к конфигурации программной платформы: их поддержкой занимается провайдер. Большинство привычных нам облачных программ представляют собой примеры SaaS: электронная почта, CRM-системы, хранилища данных, планировщики задач и многое другое.

Большую часть выручки генерируют сервисы SaaS, что интуитивно понятно, поскольку эта модель предлагает полностью готовые решения. Тем не менее темпы роста платформ IaaS и PaaS опережают SaaS почти в два раза, а значит распределение долей на рынке может претерпеть значительные изменения.

На комбинированном рынке IaaS и PaaS абсолютным лидером является подразделение Amazon Web Services, которое почти в два раза опережает своего конкурента – компанию Microsoft, занимающую вторую строчку рейтинга. Следом за ними расположились Google, Alibaba и IBM с приблизительно равными долями рынка. Оставшуюся часть выручки в размере 35% генерируют прочие поставщики облачных услуг.

На рынке SaaS картина выглядит несколько иначе: здесь наблюдается более высокая конкуренция, и почти три четверти от общего объема продаж принадлежит компаниям, не входящим в первую пятерку, к числу которых относятся Salesforce.com, Microsoft, SAP, Oracle и Google.

Пандемия увеличила спрос на облачные технологии, при этом появление вакцины и постепенное возвращение мира к нормальной жизни не остановит развитие сектора. Сокращение финансовых и временных затрат на создание собственной IT-инфраструктуры, мобильность и доступность из любой точки мира, гибкость сервисов, – те фундаментальные факторы, которые будут его двигать вперед.

Источник

Рекомендованные материалы по теме