Invest-rating.ru
Поиск

Региональные аспекты формирования инвестиционного климата и инвестиционной политики Китая

Обновлено

Во втором десятилетии XXI века, в условиях жесткой международной конкуренции, и дефицита собственных финансовых ресурсов, для подавляющего большинства стран мира актуальной задачей является привлечение и эффективное использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Активное стимулирование долгосрочных иностранных инвестиций в национальную экономику постоянно присутствует в перечне стратегических направлений экономической политики как индустриально развитых, так и развивающихся стран. Значительный приток зарубежных финансовых ресурсов, который способствует ускорению национального экономического роста, некоторые исследователи признают в качестве своеобразного выражения «большой внутренней силы страны» . Не вызывает сомнений, что оптимальное распределение и эффективное использование ПИИ выступает одним из важнейших факторов развития. В связи с этим, проблема формирования благоприятного инвестиционного климата становится особенно актуальной.

Инвестиции играют исключительно важную роль для любой страны, но особенно велико их значение для тех, в которых формируется современный, инновационный тип экономики. Масштабы, структура и результативность использования инвестиций во многом определяют состояние, перспективы развития и конкурентоспособность отдельных отраслей и регионов национального хозяйства. Общеизвестно, что инвестиции являются одним из основных факторов роста ВВП. На макроуровне они выступают основой для модернизации национальной экономики и повышения качественных характеристик общественного производства.

Российская Федерация в 2010-е годы не входит в число мировых лидеров по притоку ПИИ (18,6 млрд долл. В 2012 г.)  К тому же наблюдается и постоянный значительный отток капиталов (только по данным официальной статистики — 14,9 млрд долл. в 2012 г. 

Для России привлечение иностранных инвестиций в целях реализации программ структурной перестройки и инновации промышленности является одним из факторов преодоления технологического отставания. От активизации инвестиционной деятельности в субъектах РФ, вовлечения их в мировое движение капиталов, зависит создание современных отраслей промышленности, модернизация производственных мощно­стей, расширение номенклатуры продукции, организация новых современных рабочих мест и т.д.

В многочисленных научных публикациях и официальных документах, посвященных анализу и оценке современного состояния экономики России, подчеркивается необходимость привлечения больших объемов как отечественных, так и зарубежных инвестиционных ресурсов для решения текущих и долгосрочных задач развития. Но иностранные инвесторы в настоящее время предпочитают другие страны — и, в первую очередь, Китай. По прогнозу инвестиционного банка «Goldman Sachs», Китай по размерам ВВП уже в 2016 г. может превзойти Японию, а в 2042 г. и США. Некоторые прогнозы указывают и более ранние сроки доминирования КНР в мировой экономике — 2025 г.  По притоку ПИИ в 2011–2012 годах Китай занимает 2-е место в мире, при этом если учесть еще Гонконг, то уже 1-е . А, как известно, именно масштабный приток и эффективное использование ПИИ явились одним из базисных условий впечатляющего развития этой страны в 1990–2000-е годы.

Опыт КНР может быть показателен для России по целому ряду причин.

Во-первых, Китай характеризуется сходными с Россией географическими особенностями (большая протяженность территории, заметные природные различия между отдельными регионами страны). Во-вторых, опыт КНР интересен еще и тем, что под видом ПИИ в страну, в том числе и через Гонконг, возвращался капитал, покинувший КНР в годы рыночных реформ. Похожая ситуация, связанная с выдвижением Кипра как одной из ведущих стран-экспортеров инвестиций в Россию, имеет место в 2000-е годы. В-третьих, для России, как государства с федеративным устройством и значительными межрегиональными экономическими различиями, интересна практика привлечения ПИИ в страны, для которых характерна относительная законодательная и административная самостоятельность региональных властей и которые смогли достичь, как Китай, определенных успехов в формировании благоприятного регионального инвестиционного климата.

Можно выделить несколько этапов привлечения ПИИ в Китай.

● 70-е годы, когда важнейшими задачами были формирование правовых основ инвестиционного климата и наращивание объемов поступающих инвестиций.
● 80-е годы характеризуются активизацией инвестиционных процессов, значительным увеличением объемов ПИИ. В этот период в официальных документах были заложены основополагающие принципы, стратегические цели и задачи инвестиционной политики КНР.
Так, на XIII Всекитайском съезде КПК в 1987 г. были поставлены долгосрочные стратегические задачи построения рыночной экономики с национальной спецификой. В числе важнейших были выделены формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие регионов.
● 90-е годы: масштабный прирост привлекаемого инвестиционного капитала; переход от приоритета количественного объема к качественным показателям привлекаемых ПИИ, что позволило максимально эффективно использовать полученные ресурсы для обеспечения экономического роста.
● 2000-е годы — период, когда Китай выходит на первые позиции в мировой экономике, а во втором десятилетии XXI века становится одним из ее лидеров (по объему привлеченных ПИИ, доле в мировом экспорте и др.).

ПИИ в Китае способствовали:

● ускорению интеграции национальной экономики в мировую вследствие производственной и научно-технической кооперации;
● распространению, благодаря мультипликативному эффекту, позитивных результатов, достигнутых с их помощью в производстве, на другие сектора экономики;
● активизации конкуренции и развитию среднего и малого бизнеса;
● существенному ускорению развития и модернизации отраслей и регионов;
● выравниванию социально-экономических характеристик регионов;
● получению средств государственным бюджетом, росту доходов населения, увеличению числа рабочих мест; и др..

Исследование китайской модели инвестиционной политики за последние 30 лет наглядно показывает, что набор необходимых административных, правовых и экономических инструментов, направляемых на привлечение и эффективное использование инвестиций не должен быть застывшей структурой, а оперативно изменяться и дополняться в соответствии с конкретными условиями, целями и задачами определенных периодов развития стран. Особенно важно учитывать этот тезис при регулировании инвестиционных процессов и отношений на региональном уровне, что и подтверждается на примере Китая.
Учреждение специальных экономических зон (СЭЗ) явилось в 80-е годы одним из первых шагов реализации региональной инвестиционной политики Китая. Основными целями этого были создание предприятий новейших отраслей, которые стали базой развития экспортного производства, «локомотивами» экономического роста регионов и страны в целом; получение новых технологий, управленческих навыков и капитала. В 1980–1981 гг., как средство привлечения зарубежных инвесторов, в прибрежных районах Шэньжэнь, Чжухай, Шаньтоу (провинция Гуандун) и Сямэнь (провинция Фуцзянь) появились первые четыре СЭЗ. Ни в одном из них не было современной промышленности и инфраструктуры, зато все они расположены близко к районам с развитой экономикой в Восточной Азии: Макао (Аомынь), Гонконг, Сингапур, Тайвань. Хотя Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь) в конце 90-х годов XX в. вернулись под юрисдикцию Китая, сохранилась их таможенная автономия, и поэтому инвестиции с этих территорий на основную территорию Китая считаются инвестициями иностранного происхождения. Инвестиции из китайских диаспор (хуацяо) этих территорий в период с 1993 по 1998 гг. составляли более 60% всех привлеченных иностранных инвестиций в КНР .

К началу 90-х годов вектор инвестиционной политики КНР стал менять направление от территориального принципа к территориально-отраслевому. Китайские власти стали уделять большее внимание качественным характеристикам ПИИ. Были разработаны планы промышленной диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких, как машиностроение, производство строительных материалов, химическая и автомобильная, с последующим намерением стимулировать развитие высокотехнологичных секторов, таких как производство микросхем, персональных компьютеров, телекоммуникационного оборудования и разработка новых материалов на определенных территориях (провинциях). Именно благодаря адресной инвестиционной политике была развита большая часть обрабатывающих секторов промышленности КНР.

В 2000-е годы очень высокие темпы экономического роста и вступление в 2001 г. во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) вывели КНР на первое место по привлечению ПИИ среди развивающихся стран. В 2002 г. объем привлеченных зарубежных инвестиций уже составил 52,7 млрд долл. После вступления Китая в ВТО расширилось число отраслей, открытых для вложения ПИИ (со 186 по 262) и сократилось количество секторов, запрещенных для ПИИ (со 112 до 75). С начала 2000-х годов поощряются иностранные инвестиции в сельскохозяйственный и транспортный сектора, производство энергии и новых материалов, сектора, связанные с энергосбережением и улучшением экологии. Разрешено также создавать иностранные предприятия в отраслях, связанных с освоением природных ископаемых в центральных и западных провинциях, что сделало Китай еще более привлекательной страной для осуществления ПИИ.

Но в результате того, что экономические реформы в КНР были направлены в первую очередь на развитие восточных провинций (как территорий, где потенциальные возможности обеспечения быстрого экономического роста были наивысшими), многие другие районы оказались в худшем положении. Например, северо-западный регион, имеющий богатые природные ресурсы, благоприятное геополитическое расположение и другие привлекательные факторы, остается депрессивным, а разрыв в развитии между ним и восточными регионами сокращается очень медленно. Однако в последние годы Китай прилагает значительные усилия по развитию центральных и западных провинций. Так, инвестор, который вкладывает капитал в проекты в этих регионах, получает значительные льготы по налогу на прибыль предприятий, расположенных в приморской части страны. Принимаемые меры, безусловно, позволят постепенно сократить дисбаланс в развитии различных регионов, однако этот процесс займет немало времени.

Для России, как было отмечено выше, региональная инвестиционная политика Китая представляет значительный интерес. При этом необходимо подчеркнуть, что экономические проблемы, которые в 1980–2000-е годы пришлось решать провинциям КНР, схожи с основными причинами, препятствующими привлечению иностранных инвестиций в российские регионы. Это:
● наличие значительного количества предприятий, требующих реструктуризации и модернизации;
● изношенность основных фондов;
● недостаток работников высокой квалификации;
● технологическая отсталость;
● отсутствие современной инфраструктуры;
● низкая конкурентоспособность продукции; и др.

Для ускоренного решения обозначенных проблем в Китае были разработаны и быстро реализованы на практике адресные программы развития отдельных провинций, в которых существенное место было уделено совершенствованию их инвестиционного климата. Кроме того, с 1999 г. работает Программа поддержки слаборазвитых районов Китая. В 2003 г. для развития Северо-Восточных провинций правительством страны была разработана отдельная Стратегия, которая включала в себя: реорганизацию госпредприятий; увеличение государственных инвестиций; разработку системы налоговых льгот для инвесторов; создание системы социального обеспечения; восстановление промышленных городов; открытие отделений банков; и др.

В Стратегии освоения Северо-Восточных провинций (Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян) особый акцент был сделан на необходимость расширения торговых связей с зарубежными странами и привлечение иностранного капитала. Для иностранных компаний были предусмотрены льготы при инвестировании в такие отрасли как сельское хозяйство, машиностроение, химическая промышленность и производства, связанные с современными технологиями. Особо поощрялись иностранные инвестиции в научные и исследовательские центры в городах, где природные ресурсы уже были истощены. Предприятия, работающие в таких отраслях промышленности как производство военного и сельскохозяйственного оборудования, нефтехимия, металлургия, судостроение, автомобильная промышленность, предприятия, занятые в сфере высоких технологий, были освобождены от налога на добавленную стоимость на оборудование. Льготы при исчислении налога на прибыль получили предприятия, участвующие в строительстве инфраструктуры. В результате, в настоящее время, через 10 лет с начала действия Стратегии, провинция Ляонин стала важным индустриальным районом КНР, где сконцентрировано около 60% всей промышленности Северо-Восточного региона страны (в том числе: нефтепереработка, черная металлургия, машиностроение, производство электронного и телекоммуникационного оборудования, химическая промышленность, 1/3 всего производства цемента в Китае, текстильная, пищевая; с 2008 г. — одно из первых мест по производству электроэнергии в стране; и т.д.) .

Весьма важное значение в развитии и реализации региональной инвестиционной политики КНР занимает приграничное межрегиональное сотрудничество. Как показывает опыт китайских провинций, приграничное положение региона потенциально является мощным фактором развития взаимовыгодного экономического и инвестиционного сотрудничества с соседними государствами. Создав благоприятные условия для привлечения инвестиций и развития приграничной торговли, и обеспечив транзитные возможности, отдельные провинции добились существенного улучшения своих экономических показателей.
Например, на границе между одной из Северо-Восточных провинций — Хэйлунцзян и российскими регионами действуют около 3-х десятков погранпереходов первой категории и несколько торговых зон. В 13 городах Хэйлунцзян уже построены более 100 предприятий, половина из которых занимается обработкой сырья, импортируемого из России, а другая половина экспортирует сельскохозяйственную продукцию в российские регионы. При этом рост приграничной торговли послужил толчком к развитию туризма. Китайско-российский приграничный туризм был вписан в провинции Хэйлунцзян в десятый, одиннадцатый и двенадцатый пятилетние планы (2001–2005 гг., 2006–2010 гг.; и 2011–2015 гг.) в качестве одного из важных направлений развития экономики.

Количество российских туристов только в провинцию Хэйлунцзян в 2012 году превысило 1,5 млн чел. Особое внимание здесь стали уделять и совершенствованию туристической инфраструктуры. Административный центр этой провинции — город Харбин в настоящее время является важным центром российско-китайского сотрудничества, в том числе торговли и туризма (занимает в 2012–2013 г. 11-е место среди 50 крупнейших городов — экономических и научно-технических центров Китая).

Однако, следует особо подчеркнуть, что большую часть импорта в Россию составляют текстиль и продовольственные товары, а из России в Китай завозят, в основном, производственное сырье и природные ресурсы. То есть, дальневосточные регионы РФ являются поставщиками базисных ресурсов, обеспечивая не только производство в Китае готовой продукции, но и рынки сбыта.

Развитие торговли и туризма послужило основой для развития инвестиционного сотрудничества. Китайские фирмы и государственные предприятия в настоящее время формируют долгосрочные инвестиционные стратегии, в которых российский Дальний Восток занимает одно из ведущих мест как инвестиционный объект. При этом нужно отметить, что Китай намного результативнее использует в инвестиционной деятельности так называемый «эффект соседства», увеличивая тем самым свои конкурентные преимущества. Вместе с тем объединение региональных потенциалов обеих стран, при соблюдении взаимных интересов и равной эффективности сотрудничества, может стать вектором развития не только России и Китая, но других соседних стран, в том числе Казахстана, Индии, Вьетнама и др. О необходимости не только развития, но и оптимизации российско-китайского экономического сотрудничества еще в начале 2000-х годов писали многие российские ученые, в том числе Н.А. Черкасов.

Выделим региональные особенности инвестиционного процесса в Китае.

Изучение инвестиционного климата и результатов привлечения иностранных инвестиций в КНР в 1980–2000-е годы показывает, что зарубежный капитал может способствовать эффективному развитию экономики отсталых регионов, в том числе технико-технологическому обновлению предприятий, получению управленческого опыта, пополнению региональных и местных бюджетов, качественному обновлению и количественному росту экспорта.

Китайский опыт наглядно демонстрирует, что при создании благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне определяющими являются такие факторы, как:
● наличие системы взаимосвязанных и подкрепленных действенным и понятным экономическим инструментарием документов — долговременных общенациональных и региональных стратегий и программ экономического развития, включающих инвестиционный блок;
● четкое выделение приоритетных для инвестирования секторов, отраслей и регионов;
● неотвратимая и равнозначная правовая и материальная ответственность за невыполнение поставленных задач и нарушение законодательства;
● стабильность общей социально-политической ситуации в стране;
● создание детально проработанной и прозрачной региональной нормативной среды.
КНР эффективно использует интерес зарубежных предпринимателей к конкурентным преимуществам экономики страны и направляет его в приоритетные отрасли национального хозяйства и в регионы, отстающие по темпам и качеству экономического роста.

Согласно стратегии экономического развития, установленной XVII (15–21 октября 2007 г.) и XVIII (8–15 ноября 2012 г.) съездами КПК, приоритетными направлениями для привлечения инвестиций в регионы (провинции) являются: развитие сельского хозяйства; инфраструктурных отраслей; транспорта; телекоммуникаций; туризма; оптимальное использование природных ресурсов; создание экологически чистых производств и др. [25]

Анализ основополагающих концептуальных и нормативных документов, определяющих стратегию развития КНР на 15–20 лет, показывает, что региональная инвестиционная политика КНР и в дальнейшем будет ориентирована на расширение источников накопления, увеличение поступлений ПИИ, повышение внимания к качеству инвестиционных проектов и их соответствию долгосрочным и текущим целям и задачам развития страны, освоение современных технологий, получение управленческого опыта, обеспечение новых рабочих мест, выравнивание социально-экономических характеристик регионов (провинций) [26]. Особый интерес представляет «Стратегия социально-экономического развития Китая — оценка путей модернизации» до 2050 года, где в число важнейших направлений включены инвестиционная и региональная составляющие [27].
Вышеизложенное позволяет выделить важнейшие особенности региональной инвестиционной политики Китая, в том числе:
● многоуровневый характер и взаимосвязь соответствующих документов, их временная преемственность;
● жесткий контроль за исполнением принятых решений;
● быстрая реализация на практике запланированных мероприятий;
● постоянная актуализация задач;
● наличие, как долговременных стратегических концепций, так и текущих программ;
● серьезное научное и правовое обеспечение инвестиционной сферы хозяйственной деятельности в региональном аспекте.
Подводя итог, можно сделать вывод, что при формировании региональной инвестиционной политики и инвестиционного климата того же уровня Китай использует множество правовых, административных и экономических инструментов, причем их набор, во-первых, постоянно расширяется, во-вторых, оперативно формируется в соответствии с поставленными задачами развития отдельных регионов и провинций, в-третьих, для отдельных провинций создаются новые, экспериментальные, методы регулирования (которые в случае успеха распространяются на другие регионы).