Invest-rating.ru
Поиск

Как провести легальное ICO в России

Обновлено

Один петербургский ресторан, не так давно запустил акцию: “Принеси нам один баклажан и бесплатно получи любое фирменное блюдо”.

У меня нет уверенности в толпах, вошедших в дорогой ресторан с баклажаном наперевес, но зато, этот, далеко не единичный маркетинговый маневр добавляет уверенности в том, что проводить ICO в России можно. Дело не в патриотизме, хотя правильнее (и безопасней) сказать: не только в патриотизме. Россия — уникальное правовое поле. Столетие плановой экономики и выборочное копирование немецкого гражданского уложения (Bürgerliches Gesetzbuch) привело к тому, что наше законодательство оставляет одно из самых широких, в сравнении с другими развивающимися и развитыми странами, полей для маневра. Для начала сразу снимем все возможные восклицания, включающие в себя “был бы человек, а статья найдется”, потому что если вы не планируете создание “убийцы” Газпрома на блокчейне или не привлечете во время ICO средства из криптовалютного резерва Центробанка, вы не будете представлять ни интереса, ни угрозы для национальной правоохранительной системы или элит.

Теперь вернемся к примеру с баклажанами.

Юридическое лицо, принявшее к бухгалтерскому учету партию баклажанов, потратило денежные средства на их закупку и рабочее время поваров на приготовление блюд с использованием этих самых баклажанов, а затем отдало это самое блюдо посетителю, который взамен принес сырой баклажан. При этом надо учитывать, что блюдо стоит дороже чем сам овощ, что овощ, принесенный человеком с улицы не может быть использован для приготовления блюд для других посетителей, в силу фитосанитарных норм, его скорее всего просто выкинут (хотя я искренне надеюсь, что баклажаны ожидает некая более гуманная участь). Главное в этой истории, что у дверей ресторана не дежурит прокуратура с обвинениями в создании денежных суррогатов, на форумах в Сочи Эльвира Набиуллина не обвиняет рестораторов в попытке внедрить частные деньги в российскую экономику, а омбудсмены не создают ассоциаций в поддержку и популяризацию использования баклажанов при расчетах.

Как же это происходит?

Кажется, что в этом примере ресторан использует экономическую модель схожую с ICO стартапами — услуга оказывается не за денежные средства, а по предъявлению и передаче определенного объекта. Отмечу, что в этом случае ресторан скорее всего обосновал такую акцию точно так же как lavkalavka в свое время, когда к ней первый раз пришла прокуратура: блюда оплачиваются за счет маркетингового бюджета самого продавца.

Указанная модель ясно указывает, что для проведения ICO в РФ не нужно ожидать выхода специального федерального закона или рекомендаций регуляторов. Пока герои анекдота: “Мы можем провести Ваше ICO — А почему шепотом? — Я на алгебре”, изводили Google Translate переводами рекомендаций Secure Exchange Commission, Борис Акимов и Дмитрий Мариничев привлекли для своих проектов миллионы долларов.

Встает вопрос как тогда проводится их ICO с точки зрения права. Борис Акимов привлек лучшего, на мой взгляд юридического консультанта в правовому регулированию проведения ICO в РФ доктора юридических наук, доцента Элину Сидоренко. Я проходил курсы по правовому регулированию блокчейн-технологий в МГИМО и её позиция подкрепленная успешными проектами состоит в том, что проведение ICO в России не просто возможно, а то что оно безопаснее чем в некоторых “раскрученных” юрисдикциях. Элина Сидоренко для развития блокчейн в России, с точки зрения права, сделала не меньше чем Waves Александра Иванова, для блокчейна, в целом.

Итак, чтобы легально провести ICO в России вы должны соблюдать простые правила:

  • Не продавать “токены” А точнее вы должны описать, что именно вы делаете с точки зрения российского законодательства. Lavkalavka не продает токены, они продают и принимают “программный цифровой актив системы лояльности BioCoin” или в моих формулировках “баклажаны”. Так же помните о том, что понятие whitepaper отсутствует в гражданском законодательстве, нельзя продавать свои токены на его основании. Перед любыми стадиями (pre-ICO, ICO) вы должны иметь юридический механизм продажи токенов. Отсутствие договора и прослеживаемой связи между токеном, публичным проектом и кошельком ICO создает риск привлечения по ст. 159 УК РФ.
  • Не продавать инструменты похожие на акции или ценные бумаги.Вы не можете обещать выплату дивидендов или участие в прибыли/управлении какой-либо компании. Этого нельзя делать не из-за теста Howey или рекомендаций SEC, а, банально, из-за статей 15.17 КоАП РФ и 185 УК РФ (Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг). Неправильно думать, что США единственная юрисдикция где неконтролируемая эмиссия ценных бумаг является наказуемым деянием.
  • AML — ПОД/ФТ, KYC Соблюдать требования 115 ФЗ, другие национальные и имплементированные международные договоры в РФ вы обязаны в любом случае. Идентификация клиентов (KYC) обязательна, но ее не стоит бояться, в последнее время, все чаще, клиенты заявляют: “Если я заставлю своего покупателя заполнять формы для KYC, он откажется от приобретения токенов”. Идентифицировать клиента на “на входе” — необходимо, все это делают и считать по-другому просто наивно. Вспомните когда вы покупали что-либо в интернет магазинах без заполнения форм с вашими данными (их собирают не только ради детализации доставки). Опять-таки, вам не надо изобретать механизм KYC, вы просто должны выбрать один из существующих и грамотно его внедрить в свое ICO.
  • Закрытость среды. Вы должны разработать ваш токен таким образом, чтобы его внутренняя валюта использовалась только внутри и не была предназначена ни для чего более. Представьте себе расчеты в играх, вроде, World of Warcraft, их золото, как и любые другие объекты, согласно пользоватлеьсткому соглашению не допускаются к продаже за фиат (Blizzard, кстати в своих документах четко установила, что собственником всей внутриигровой валюты является сама компания).

Таким образом, ваш токен может быть чем угодно: купоном на скидку (как это делали kupikupon и десятки похожих сервисов), средством допуска в закрытый клуб, внутренней игровой валютой и т.д. Отсутсвие легального поля для проведения ICO означает не запрет продаж, а необходимость проработки юридического контура проекта за счет имеющихся легальных инструментов. Законодательство на протяжении всей истории догоняет практику и бизнес, при этом принимая решение действовать или нет в отсутствии профильного закона, надо помнить один из главных принципов субъективного права гражданина и юридического лица: «разрешено все, что не запрещено законом».