Invest-rating.ru
Поиск

Семь индустрий, за которыми будущее

Обновлено

Какой станет эта жизнь, когда технологии полностью вытеснят человека из целых сфер и отраслей, оставив ему роль пассивного наблюдателя и получателя услуг? Председатель совета директоров Mail.Ru Group и основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин вместе с журналом РБК выбрал семь индустрий, которые уже существуют и обещают стать огромными.

Беспилотные автомобили

«Мы снова превратим парковки в парки» — цитата сооснователя мобильного приложения по вызову такси Lyft Джона Циммера лучше всего иллюстрирует перспективы развития индустрии беспилотных автомобилей. Технология, еще несколько лет назад ходившая в ряду футуристических проектов, бурно развивается силами технологических корпораций и автопроизводителей и грозит изменить уклад всей экономики будущего. В том, что автопром стоит на пороге «беспилотной» революции, уверены аналитики ведущих консалтинговых компаний мира. По прогнозу McKinsey, к 2030 году 15% всех новых продаваемых автомобилей будет управляться без помощи водителя. Эксперты Goldman Sachs в том же горизонте ожидают показателя в 60% продаж. Еще в менее отдаленной перспективе — 2020-м — на дорогах всего мира оттачивать беспилотную технологию будет 10 млн машин, подсчитали эксперты BI Intelligence.

Tesla начала оснащать все новые автомобили функцией автопилота, беспилотные электромобили Renault вывел на улицы Бостона стартап ruTonomy, «гугломобили» наездили по трассам пяти штатов более 3 млн км, GM за $600 млн купил стартап по разработке беспилотных машин Cruise, Uber и Volvo запустили в Питтсбурге тестовый проект беспилотных такси стоимостью $300 млн, а фирма Otto (в июне куплена Uber за $680 млн) организовала первую в истории перевозку коммерческого груза (50 тыс. банок пива) — все это новости только последних месяцев. По прогнозу Morgan Stanley, массовое внедрение технологии случится в 2026-м, когда беспилотные автоперевозки окончательно перейдут из разряда утопии в экономическую реальность, а переломный момент наступит на рубеже 2020-х.

В ближайшие годы игрокам рынка предстоит согласовать правила «существования» беспилотных машин с регуляторами. Согласно Женевской конвенции, за рулем транспортного средства обязан присутствовать человек, а эксперименты во всех странах пока проводятся по согласованию с властями. Также им необходимо довести до ума технологию полностью «бесчеловечного» управления, когда вмешательство водителя не будет требоваться ни на одной из стадий движения.

Дроны-доставщики

Июнь 2016 года стал вехой в истории американской индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, как их часто называют в обиходе, дронов. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) дало согласие на использование устройств в коммерческих целях. При этом регулятор оговорил целый набор ограничений: оператор дрона обязан не терять его из виду, дрон не может подниматься на высоту более 121 м и весить более 25 кг, бизнес должен проходить перерегистрацию в FAA каждые два года.

Всю емкость глобального рынка «решений, использующих дронов в коммерческих целях», аналитики PwC по итогам 2015 года оценили в $2 млрд. Но уже к 2020-му, по их расчетам, сумма взлетит до $127 млрд. Консалтинговая компания сравнила экономический эффект для бизнеса от использования беспилотников с распространением персональных компьютеров в 1980-х годах, также перевернувшим множество отраслей. И это исследование еще не учитывает сегмент рынка дронов, используемых военными и полицейскими. По оценке аналитической компании Intense Research, рынок «боевых» дронов к 2021 году вырастет до $21 млрд с $3 млрд в 2014-м. Основными бенефициарами этого бума станут подрядчики Пентагона, в зарубежных военных операциях вверяющего все больше полномочий беспилотникам, например концерн Lockheed Martin.

3d-промышленность

В 2012 году журнал The Economist опубликовал статью с программным названием «Третья индустриальная революция». В ней 3D-печать была поставлена в один ряд с такими прорывными изобретениями, как паровой двигатель (первая индустриальная революция) и конвейерное производство (вторая индустриальная революция). А уже в 2015 году на Всемирном экономическом форуме децентрализованное производство (distributed manufacturing) было названо одним из самых важных технологических трендов времени.

Среди крупных компаний, которые уже активно используют аддитивные технологии, можно встретить General Electric (реактивные двигатели, медицинские приборы, детали бытовой техники), Lockheed Martin, Airbus и Boeing (элементы конструкции самолета), Aurora Flight Sciences (беспилотные летательные аппараты), Siemens (запчасти для газовых турбин). Еще в 2014 году лишь 0,9% американских производителей использовали 3D-принтеры для выпуска конечной продукции. В 2015-м таких уже было 6,6%, отмечают в PwC. Одновременно увеличилось и число тех, кому технология нужна как для прототипов, так и для товаров, поставляемых на рынок, — с 9,6 до 13,2%.

Важным признаком прихода аддитивных технологий в реальное производство является рост спроса на оборудование по 3D-печати из металла. Аналитики INDTechEx называют это направление самым быстрорастущим и прогнозируют, что к 2025 году емкость рынка достигнет значения $3,9 млрд. В 2014 году совокупный рост продаж составил 48%, но сейчас он замедлился. Во втором квартале 2016 года продажи 3D-принтеров, работающих с металлом, выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, указывает британская Context. В количественном выражении на долю этого сегмента пришлось 9% всех продаж на рынке промышленных 3D-принтеров, в денежном — 35%.

В период с 2016 по 2022 год рынок аддитивных технологий будет расти на 29,2% в год, полагают в Markets & Markets. Революционная поступь 3D-печати может привести к глобальному экономическому слому — возвращению мировых промышленных гигантов на родину из Китая и других стран, где в предыдущие годы было выгоднее размещать реальное производство.

Искусственный интеллект

Перспективы искусственного интеллекта (ИИ) еще никогда не обсуждали так живо, как в 2016-м. ИИ от Google теперь выдает ответы на поисковые запросы: через алгоритмы сжатия текста он определяет релевантную информацию на конкретной странице и показывает ее пользователю. Нейронная машина перевода от компании, которую программисты учили переводить с английского на японский и обратно и с английского на корейский и обратно, в итоге научилась переводить с японского на корейский и обратно, выработав собственный внутренний язык interlingua, не доступный человеку.

Ключевой подраздел ИИ, драйвер роста формирующегося рынка, — машинное обучение. Алгоритмы искусственных нейронных сетей, которые «осмысляют» данные по принципу работы человеческого мозга, все чаще ложатся в основу продуктов, ориентированных на конечного пользователя. Например, нейросети пропускают через себя сотни тысяч или миллионы изображений, чтобы уметь точно угадывать внешность конкретного человека или обрабатывать фотографии в стиле конкретного художника. В феврале российский стартап N-Tech.Lab выпустил первое в мире мобильное приложение для знакомств FindFace, которое с точностью выше 70% по фото определяет человека, если у того есть аккаунт в соцсети «ВКонтакте». А летом российский рынок захватило приложение для обработки фотографий Prisma, также опирающееся на алгоритм нейросетей (на сегодня, по данным TechCrunch, у сервиса 70 млн скачиваний).

Пока разработчики, несмотря на успехи в развитии алгоритмов машинного обучения, могут похвастать прогрессом лишь в том, что определяется исследователями как «узкий» (Narrow) ИИ, отмечалось в октябрьском исследовании Национального совета по науке и технологиям США (NSTC). Машинное обучение позволяет технологии самой распознавать речь или изображение, играть в стратегии, вести машину по трассе, планировать путешествия, рекомендовать рекламу и решать другие прикладные задачи. «Общий» (General) ИИ в противовес «узкому» остается технологией будущего. Это будет имитация «развитого», комплексного человеческого мышления, констатируют эксперты NSTC.

Новая медицина

В начале июня 2016 года журнал Forbes «обнулил» состояние самой молодой женщины в списке миллиардеров — основательницы биотехнологического стартапа THERANOS Элизабет Холмс. Компания, которую инвесторы оценивали в $9 млрд, ранее была уличена в мошенничестве: якобы инновационная технология анализа крови от Theranos оказалась неэффективной в сравнении с традиционными методами анализа. Ущерб был нанесен по репутации не только отдельного стартапа, но и всего рынка, надувающего пузыри вокруг революционных (на словах! ) идей, не доказавших состоятельность на деле.

Компании, которые разрабатывают инновационные технологические решения для медицины, могут извлечь для себя урок из провала Theranos. «Бизнес не должен достигать таких масштабов без должного уровня раскрытия и верификации результатов диагностики», — говорил в интервью Wired профессор Университета Мичигана Муниш Тевари. Стратегия «сделать шаг назад, чтобы затем сделать два вперед» иногда срабатывает. Например, компания бывшей жены Сергея Брина Анн Войжитски 23andMe, которой Управление по надзору за качеством продуктов и медикаментов США (FDA) в 2013 году запретило проводить генетические тесты для физлиц, изменила бизнес-модель, переключившись на клинические исследования накопленных результатов. В итоге в 2015-м стартап привлек новые инвестиции в размере $115 млн, вышел на операционную рентабельность и убедил FDA в эффективности как минимум одного теста для конечных потребителей (по выявлению генетической предрасположенности к синдрому Блума), которому был снова дан зеленый свет.

Умный дом

Многие крупные IT-компании начали заниматься разработками для «дома-помощника». Apple в 2014 году представила систему HomeKit для производителей устройств, которая позволяет управлять техникой через гаджеты на операционной системе iOS. HomeKit поддерживают некоторые виды ламп Philips, «умные» дверные замки August и Schlage, термостаты Honeywell и Hunter, беспроводные сенсоры Eglato Eve.

Google занялся технологиями «умного» дома с покупки производителя подключаемых к Сети термостатов Nest в 2014 году за $3,2 млрд. А спустя несколько месяцев уже Nest приобрела компанию Dropcam, выпускающую камеры видеонаблюдения для дома, которые транслируют съемку на смартфон или ноутбук через Wi-Fi. На базе технологий Nest корпорация создала платформу для разработчиков и предложила производителям любых устройств встраивать систему в их продукты, чтобы пользователи могли подключать к своей системе управления «умным» домом.

Amazon создала систему голосового управления домашней техникой Alexa и представила ее тоже в 2014 году. По задумке разработчиков, специально созданное для распознавания голоса устройство Echo, внешне напоминающее роутер, должно выполнять команды пользователя — например, зажечь свет, включить стиральную машину, вызвать такси или найти информацию в интернете. Сейчас Echo стоит $179 и может включать музыку, вслух читать аудиокниги и новости, управлять освещением и термостатами, если соответствующие устройства совместимы с системой Alexa.

Согласно подсчетам Markets & Markets, рынок технологий и устройств для «умного» дома вырастет до $122 млрд к 2022 году с $47 млрд в 2015-м. Тем не менее, пока рынок фрагментирован, не решена проблема защиты данных и конфиденциальности, отмечает GfK. Кроме того, стоимость решений до сих пор высока, что, согласно опросу GfK, является главным препятствием для потенциальных потребителей.