Пт, 17 сентября 2021

Зарабатываем на гениях. Инвестиции в искусство

3 Окт 2020   Искусство, антиквариат

На своей персональной вставке в Нью-Йорке в 1962 г. Энди Уорхол продал картину «Лимоная Мэрилин» неизвестному коллекционеру за $250. Спустя 45 лет на аукционе Christie’s этот коллекционер получил за полотно $28 млн. Как часто инвестиции в искусство оказываются столь же удачными?

Безумно дорогой кролик


Самая дорогая работа от ныне живущего художника — скульптура Джеффа Кунса «Кролик». Она была продана в мае 2019 г. на аукционе Christie’s за $91,1 млн.

Фото с сайта artinvestment.ru

Кто потратил невероятную сумму на блестящего кролика, неизвестно. Многие коллекционеры предпочитают оставаться анонимными. Хотя есть люди, которые рассматривают инвестиции в искусство как вложения в статус и личный бренд. Другие покупают предметы искусства «для души», а некоторые — чтобы передать потомкам.

Цифры и факты


Искусство — тоже рынок. Общую величину активов частных лиц, связанных с предметами искусства и коллекционирования, в 2018 г. Deloitte оценивал в $1,74 триллиона. В 2019 г. была тенденция на снижение, кризисный 2020 г. пошатнул положение еще больше, но Bank of America прогнозирует быстрое восстановление.

Источник: Art Basel and UBS Global Art Market Report 2020 and Bank of America Art Services (Projections), June 2020.

Выгодная инвестиция: картина Питера Дойга «Топь» была куплена на Sotheby’s в 2002 г. за $55 000. В мае 2015 г. она была продана владельцем на Christie’s за $26 млн.

Иллюстрация с сайта christies.com

Какими способами можно измерить, оценить и спрогнозировать доходность искусства? Как и вдохновение, результаты труда художников и их денежное выражение не поддаются строгим статистическим учетам и прогнозам. Попытки измерить алгеброй гармонию, тем не менее, существуют — например, несколько индексов рынка искусства.

Один из самых известных — индекс Мея-Мозеса, права на который в 2016 г. выкупил аукционный дом Sotheby’s. Индекс отслеживает повторные продажи предметов искусства на аукционах и позволяет оценить доходность инвестиций на рынке искусства — как видно из графика, в целом эта доходность имеет восходящий тренд до 2018 г. Увы, более поздние данные Sotheby’s не публиковал.

Источник: sothebys.com

Индекс рыночной определенности AMCI (Art Market Confidence), разработанный французской компанией Artprice, собирает данные аукционов и также учитывает ожидания игроков рынка.

Источник: artprice.com

Еще один пример — семейство индексов арт-рынка ARTIMX от российской компании ARTinvestment. Это ценовые индексы российского и мирового рынка искусства, учитывающие продажи работ на аукционах. 

Источник: artinvestment.ru

Российское искусство, как видно из графика, переживает не лучшие времена.

Но есть удачные исключения. Пример инвестиционно привлекательного русского художника — Никола де Сталь. Правда, точнее было бы назвать его художником русского происхождения. В 2013 г. году его картину «Стоящая обнаженная» купили за $6 млн на французском аукционе ArtCurial, а в 2018 г. продали на Christie’s за $12 млн.

Иллюстрация с сайта christies.com

По сравнению с индексами фондового рынка, индексы рынка искусства кажутся гораздо более эфемерными. Профессионалы продолжают спорить, насколько эти индексы полезны.

«Голубые фишки» и тренды на рынке искусства


На арт-рынке есть свои «голубые фишки» — например, кроме известных каждому школьнику Уорхола и Пикассо, сейчас профессионалы ценят картины японской художницы Яёи Кусама и американца Жана-Мишеля Баскии.

Яёи Кусама, фото с сайта interior.ru

В целом, со стороны покупателя на мировом арт-рынке вкусы диктуют инвесторы из Азии. Стремительный рост числа миллионеров в этом регионе привел к тому, что азиатские рынки искусства стали превосходить по объемам европейские.

Китайцы любят современное искусство, отдавая предпочтение импрессионистам, а также своим соотечественникам. Не случайно в топ-10 художников, учитывающем объем продаж их произведений за год, много китайских имен.

Источник: данные Artnet 2020

Стоимость полотен топовых художников такова, что круг потенциальных покупателей ограничен очень богатыми людьми. Если вы не принадлежите к их числу, единственно возможный путь — пытаться предположить, кто из малоизвестных художников станет звездой в следующие годы.

Как правильно инвестировать в искусство


Яркий пример удачливого инвестора-коллекционера — житель Нью-Йорка Роберт Скалл. Он владел фирмой такси и увлекался коллекционированием произведений искусства. В 1973 г. его коллекция была выставлена на аукционе Sotheby’s. Одна из картин Роберта Раушенберга, которую Скалл купил за $900 в 1958 г., была продана за $85000. Выручка за всю коллекцию составила $2,2 млн.

Очевидцы говорили, что сам Раушенберг после аукциона чуть не подрался со Скаллом. Художник обвинил коллекционера в том, что тот нажился на его труде. Общественное мнение тоже было неоднозначным.

Однако за минувшие годы этические споры об инвестициях в искусство стали возникать все реже. Ведь по-настоящему большая прибыль от рискованных вложений случается все-таки нечасто. Некоторые эксперты полагают, что только 0,5% от продаваемых картин когда-либо продаются повторно. Далеко не всегда это связано с тем, что владелец не хочет расставаться с полюбившимся полотном — многие произведения искусства просто не находят покупателей.

Инвестору, решившему вложить средства в искусство, нужно учитывать, как минимум, следующее:

  • Рассчитывайте на средне- и долгосрочные инвестиции. 88% современного искусства и 80% импрессионизма и модерна растут в цене, когда владелец держит их более 10 лет, свидетельствует отчет Deloitte.
  • Готовьтесь, что вам придется оплачивать услуги профессиональных консультантов, арт-брокеров, искусствоведов, юристов.
  • Еще одна статья расходов — комиссионные сборы аукционных домов, они могут составлять до 25%.
  • Важно обеспечить правильные условия хранения для коллекции. Неподходящие параметры температуры, влажности, освещенности с годами испортят картину, фарфоровую вазу вы сами можете разбить при неосторожности и т.д.
  • Обязательно застрахуйте коллекцию. Даже в хорошо оборудованной картинной галерее может случиться пожар, прорыв отопления и прочие неприятные происшествия. Да и кражи ценных предметов искусства нередки.
  • Совет от Тайлера Галлахера, основателя компании Regal Assets, занимающейся альтернативными инвестициями, в статье для Forbes: «Налаживайте профессиональные связи, посещайте выставки и аукционы. Если это не приносит вам удовольствия — выбирайте другие виды инвестиций».

Посмотрите на самую дорогую аукционную работу, проданную в I полугодии 2020 г. Этот триптих Фрэнсиса Бэкона ушел с молотка на Sotheby’s за $84,6 млн.

Иллюстрация с сайта francis-bacon.com

Вдохновляет на риск? Возможно, вам стоит присмотреться к вложениям в искусство. Но помните: профессионалы считают, что доля альтернативных инвестиций не должна превышать 10% портфеля.

Нерациональные траты и непрогнозируемые доходы — не ваша стихия? Посещайте художественные выставки лишь для чистого удовольствия. Более прогнозируемый доход принесут инвестиции на фондовом рынке.

Источник

Рекомендованные материалы по теме



Инвестировать в искусство сегодня не только модно, но и выгодно. Средняя доходность этого рынка составляет 30–80 процентов годовых. Ну а если повезет, то можно заработать и 100–300 процентов.

ИИИ: 6.2

Доход: 7 из 10
Риск: 8 из 10