Рейтинг инвестиционных инструментов – Все инвестиции в одном рейтинге   
Четверг, 8 декабря, 2016
Медиа партнеры и спонсоры
ЦБ   63.3901    68.2458    + 65.5752
Что будет с долларом, рублем и евро?
        

Мне было 11 лет, когда я заработал свои первые деньги

Мне было 11 лет, когда я заработал свои первые деньги

Семья

Я родился в городе Дзержинске, в Нижегородской области. Там моя мама работала по распределению в НИИ. Но родом все мои предки из Краснодарского края. 

Мой дед по отцу был командиром танковой роты, погиб в Австрии. Прошел всю войну. Там, в Австрии, он и был похоронен в безымянной братской могиле. Мамин отец, другой мой дедушка, тоже прошел всю войну. После войны вернулся в родной хутор.

Раннее детство

На Кубань я в первый раз попал, когда мне было уже 4 года. Лет в 5-6 дед и бабушка начали приучать меня к работе.

Первый завод

Мне было 11 лет, когда я заработал свои первые деньги на заводе в Усть-Лабинске. Я был учеником электрика, то есть настоящим рабочим, и даже свой шкафчик в раздевалке у меня имелся. Что я делал? Есть такое понятие - «регламент электромоторов». После работы каждый электромотор нужно разобрать, помыть, почистить. Инструкции заставляли учить наизусть. До сих пор помню их. 

Мне никогда не было там скучно. Во-первых, на этом заводе работала моя мама. Во-вторых, мне было интересно, как работает завод, как это все устроено. Довольно быстро я начал понимать, что к чему, и потом эти знания пригодились.

Школа

Маленький город позволяет сосредоточиться на себе. Довольно быстро я понял, что мне интересно читать. Я поглощал информацию с огромной скоростью. Начал как все – с Майн Рида, Конан-Дойля, но вдруг обнаружил, что проглатываю одну или две книги за ночь. Романы быстро кончились - начались учебники, справочники, мамина литература по специальности. Взрослые научные журналы. Читал все подряд. Прорешал весь учебник по математике за неделю.

Я окончил школу в районном центре, в городе Усть-Лабинск, после чего поехал в Москву и поступил на физический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Конечно, я много занимался самостоятельно и с преподавателями в школе по индивидуальной программе, был участником олимпиад по физике, по математике. И все-таки. Парень из маленького кубанского городка приезжает в Москву и, успешно сдав экзамены, поступает в один из самых элитарных вузов страны. Сейчас такое представить трудно. Даже если ты гений, у тебя может просто не оказаться денег, чтобы взять билет и доехать из Краснодарского или Хабаровского края до Москвы.

Университет и служба в армии

Я поступил в 1985 году, а через год меня забрали в армию. Я служил в Забайкалье, в ракетных частях стратегического назначения. Большинство студентов после окончания коротких сержантских курсов назначались на должность старшины взвода, роты, отделения. В армии я боролся с неуставными отношениями. Не давал обижать молодых солдат. Не позволял воровать у них продукты. Словом, пытался навести порядок.

18 апреля 1988 года я вернулся на свой факультет. И увидел объявление – идет набор в студенческий строительный отряд. Пришел, и меня сразу отправили в Казахстан. Страна была огромная, на каждую деревню профессиональных строителей не напасешься, по всему СССР ездили такие бригады. Строили мы практически все – коровники, гаражи, школы.

Я окончил факультет по кафедре квантовой статистики и хотел работать дальше по специальности – теоретическая физика. Но в начале 90-х годов уже было понятно, что нам не дадут всерьез ничем заниматься. Академическая наука начала быстро исчезать, не было финансирования. Мы пытались совместить учебу с работой в стройотрядах, отрывались от учебы на две недели, на месяц, чтобы заработать себе на жизнь. Последний год или два учились урывками. Но естественные науки – как профессиональный спорт. Даже на две недели отошел от занятий - и все, прицел сбивается … Как-то раз я сидел в читалке в главном здании МГУ, потом посмотрел в окно, сдал книжки и понял, что больше уже сюда не вернусь. Диплом, конечно, защитил, это было не сложно. Жить было не на что, надо было идти работать.

Работа на бирже

Однажды я наткнулся в журнале на статью про ценные бумаги зампреда Центрального банка. Они в Центробанке уже тогда думали о рынке ценных бумаг, хотя их еще в СССР не существовало. Долговые обязательства, векселя, эквивалент денег, эквивалент товаров. Я посидел, посчитал и понял, что надо идти именно туда. Тогда возникали первые товарно-сырьевые биржи. В 1993 году, когда я закончил МГУ, мне было 25 лет. 

Я купил место на московской товарной бирже и стал пытаться подойти к процессу системно, как в физике. Разложить свою жизнь и свою работу на правильные клеточки. Добиться внутри этих клеточек выполнения определенных договоренностей, механизмов взаимодействия. Мы с партнерами честно торговали сахаром, черными металлами, медью, алюминием. За два года оборот компании (она называлась «Военная инвестиционно-торговая компания») сильно вырос, одним из ее подразделений стал «Росалюминпродукт», торговавший алюминием.

Саяногорский алюминиевый завод

Когда я стал директором завода, он был в плачевном состоянии. Большинство электролизеров было отключено. Два корпуса из восьми фактически не работали. Не хватало глинозема. Нарушалась технология производства анодов – некачественный анод попадал в электролиз, происходило аварийное падение, сгорал металл. Неотгруженный алюминий месяцами лежал прямо на улице. Рабочие не получали зарплату по нескольку месяцев, уже сформировался стихийный забастовочный комитет. Заводское руководство было испугано и подавлено.

Постепенно удалось отладить всю цепочку. Оптимизировать поставки сырья, сбыт готовой продукции. Начать модернизацию производства. В 1996 году бы принят федеральный закон о валютном регулировании - упростились импортно-экспортные операции. Мы смогли покупать за границей глинозем более высокого качества, отказались от некачественного сырья (в основном, из СНГ). Смогли заключить долгосрочные контракты на поставку алюминия за границу и свободно продавать алюминий на мировой бирже.

Расширение деятельности в алюминиевой отрасли

Алюминий нельзя отнести к числу редких металлов. Но будущее у него огромно. Во-первых, он на 100% может подвергаться переработке. Во-вторых, при переработке алюминия затрачивается в два раза меньше энергии, чем при переработке стали: он очень легкий, очень пластичный. И, главное, этот металл позволит обществу перейти на новую ступень своего развития.

Россия обладает практически безграничными запасами гидроэлектроэнергии. Эти запасы находятся в труднодоступных местах. Если рассматривать алюминий в качестве своего рода твердой энергии для растущих экономик во всем мире, такое сравнение прекрасно иллюстрирует его возможности. Этими-то возможностями мы и решили заняться вплотную.

К 2000 году в СИБАЛ входил не только СаАЗ, но и САЯНАЛ, Дмитровский завод консервной ленты, завод по производству алюминиевых банок РОСТАР, Самарский металлургический завод, Николаевский глиноземный завод. У нас было не только мощное производство, но и собственная сбытовая сеть.

Создание РУСАЛа

Я всегда хотел, чтобы в России была мощная алюминиевая отрасль. Достичь этого можно было только через консолидацию разрозненных предприятий. В 2000 году произошло слияние наших активов с активами, принадлежавшими Millhouse Capital Романа Абрамовича. Так появился РУСАЛ. Его доля в производстве алюминия в России достигла 75%, компания стала третьей в мире по объемам производства после американской Alcoa и канадской Alcan.

Развитие «Базового Элемента»

Постепенно стало понятно, что мы должны строить диверсифицированный холдинг с собственной сырьевой и энергетической базой. Мы начали приобретать угольные разрезы, бокситовые рудники и глиноземные заводы, энергетические компании.

В 2000 году мы приобрели контрольные пакеты Горьковского автомобильного завода и Павловского автобусного завода. К 2005 году в состав Группы ГАЗ входило 18 заводов в 10 регионах России. Я всегда был убежден в том, что России необходимо собственное сильное машиностроение, конкурентоспособное на глобальном уровне. Наличие собственной машиностроительной отрасли – показатель развитости экономики, собственное машиностроение есть в США, Германии, Японии, Китае. Для «Базового Элемента» ГАЗ определенно стал историей успеха. Из архаичного и убыточного производства компания превратилась в безусловного лидера российского автомобилестроения, интегрированного в мировую автомобилестроительную отрасль. Мне кажется, сейчас ГАЗ значит для «Базового Элемента» ничуть не меньше, чем РУСАЛ.

Объединение с СУАЛом и Glencore

В марте 2007 года мы закрыли сделку по объединению российских РУСАЛа и СУАЛа с глиноземными активами швейцарской Glencore. Компания, образованная в результате слияния, стала крупнейшим в мире производителем алюминия. Менеджмент РУСАЛа готовил эту сделку около двух с половиной лет. Я считаю, что она была необходима для РУСАЛа – у компании есть своя логика развития, она должна идти вперед, ничто не должно ее останавливать.

Мы консолидировали алюминиевую отрасль, наладили поставки бокситов, которых у нас в России нет, всего за 12 лет создали компанию, которая стала лидером на мировом рынке. Мы обнаружили новые возможности для развития и в России. Сегодня мы производим алюминий практически для всей автомобильной промышленности, строительства, производства упаковочных и изоляционных материалов в России.

История с «Норильским никелем»

В марте 2007 года мы официально оформили сделку по слиянию с СУАЛом и глиноземными активами Glencore, которая стала ключевой в истории компании. Мы стали первыми в мире по алюминию. Сразу возник вопрос - куда развиваться дальше? Стоять на месте невозможно - это немедленно ведет к энтропии. Мы могли развиваться в своей отрасли, приобретая все новые глиноземные производства, мощности по производству электроэнергии, алюминиевые предприятия. Но был и второй путь – диверсификация бизнеса через приобретение других металлургических активов. Так поступают крупнейшие металлургические компании мира. Это, во-первых, хеджирование рисков. А во-вторых, большой баланс предприятия позволяет инвестировать в производство и инфраструктуру. Добыча и производство металла - это не только месторождения и заводы. Это строительство портов, железных дорог, необходимых промышленности.

Появилась информация, что Прохоров хочет продать свою долю в «Норильском никеле». Мы обозначили интерес. В результате долгих переговоров мы оформили сделку и стали владельцем 25% пакета акций «Норильского никеля».

Кризис

Приближалось 31 октября 2008 года, когда, исходя из подписанных нами финансовых документов, должно было состояться так называемое тестирование наших обязательств. Всего нужно было выплатить 4,5 млрд долларов. Я прекрасно помню вечер 29 октября. В здании «Внешэкономбанка» собрались члены совета директоров РУСАЛа, тогда были подписаны документы о выделении нам кредита в размере 4,5 млрд долларов.

Мы не могли рисковать существованием компании и делать ставку только на один вариант развития событий. Был приведен в действие вариант B - мы попросили у кредиторов отсрочку по выплатам на один месяц. Документ должны были подписать все наши кредиторы – а их было несколько десятков. Нам удалось их убедить. Получилось так, что наши кредиторы коллективно и солидарно подписали отсрочку, а на следующее утро получили от нас платеж в полном размере. Копия платежки ВЭБа на 4,5 млрд долларов до сих пор хранится у одного из топ-менеджеров РУСАЛа.

Новое время – новые вызовы

Мы должны задуматься о том, как можно использовать устойчивый спрос на ресурсы не только в Китае, но и в Корее, Японии и во всей Юго-Восточной Азии для развития нашего собственного ресурсного потенциала. Есть серьезная проблема – отсутствие инфраструктуры. Как «тяжелой» – сети, дороги, социальные ограничения, так и «человеческой» – нет опытных людей, рабочей силы, компетентных инженерно-технических работников. Безусловно, сдерживающим фактором является отсутствие единой программы по развитию Сибири и Дальнего Востока.

Возможности могут реализовать люди, которые этого хотят. Мы знаем: лошадь идет туда, куда направлена голова. Если голова у нас будет направлена в Европу, то мы никакими стимулами, никакими ожиданиями не сможем продвинуться на азиатском направлении. Без смены парадигмы, без оценки реальных возможностей, которые дает нам интеграция в азиатскую сторону, не будет развития.

Сегодняшний механизм формирования инвестиционной составляющей за счет тарифа, когда потребитель оплачивает инвестиционные программы монополий, не годится для Сибири. Просто тот объем инвестиций, который стоит перед нами, невозможно переложить на сибирских потребителей. Решение этого вопроса понятно – привлечение внешних займов, структурирование федерального бюджета в рамках возможностей. Или средства Пенсионного фонда, которые могут размещаться в долгосрочные бумаги. Невозможно финансировать инфраструктуру за счет инвестиционных составляющих операционного бюджета. Поэтому надо принимать программу опережающего развития инфраструктуры.

Без ясных процедур и стимулов для опережающих инвестиций все наши мечты так и останутся мечтами. А через 15 лет все эти экономики перейдут в другую фазу, с другим уровнем потребления ресурсов, и мы потеряем за это время еще несколько миллионов с точки зрения трудовых ресурсов на нашей территории, и будет много упущенных возможностей.


Ссылка на источник  
Автомобили, яхты, самолеты
Акции
Банковские депозиты
Бинарные опционы
Биткоин
Венчурные инвестиции
Деривативы
Доверительное управление
Драгоценные камни
Драгоценные металлы
Здоровье
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС)
Искусство, антиквариат
Металлы
Накопительные программы
Наличные деньги
Недвижимость
Необычные инвестиции
Нефть, газ, сырье
Облигации
Образование
ПИФы
Сельхоз продукция
Ставки на спорт
Структурные ноты
Форекс
Фьючерсы на индексы
Хедж-фонды
Шоу бизнес
Финансовый советник

Финансовый советник

Объединяя в себе сложные алгоритмы оценки рисков и доходности, советник предлагает оптимальные варианты инвестиционных инструментов и объектов, которые подходят именно вам.

Рейтинг инвестиций
Наличные деньги -1.5%
Банковские депозиты 1.2%
Драгоценные металлы 2.3%
Недвижимость -1.8%
Акции 0.9%
Форекс 3.1%
Бинарные опционы -0.5%
Биткоин 0.2%
ПИФы -1.5%
Венчурные инвестиции -1.1%
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) -1.8%
Структурные ноты 0.8%
Облигации 1.4%
Доверительное управление 3.8%
Автомобили, яхты, самолеты -0.9%

Поделиться материалом: